top of page

Уолтер Лейэрд

Великобритания

Уолтер Лейэрд родился 26 июля 1920 года, а ушел из жизни 30 мая 2002 года. В танцевальном мире все его ласково называли Уолли. Скорее всего, потому, что его самого всегда отличала большая человечность и доброта к людям. Гениальный человек и великий учитель. Его руки прикоснулись ко всем выдающимся танцорам последних тридцати – сорока лет. Достаточно назвать такие имена как Эспен и Кирстен Салберг, Донни Бернс и Гейнор Фейвезэр, Юкка Хаапалайнен и Сирпа Суутари, Алан Торнсберг и Вибеке Тофт.

Уолтер Лейэрд, Великобритания

Его молодость пришлась как раз на те годы, когда после II Мировой войны в танцевальном мире резко возрос интерес к латиноамериканским танцам. В 1959 году в Лондоне состоялся первый чемпионат мира. А буквально два года спустя в 1961 году Уолтер Лейэрд выпустил книгу «Technique of Latin Dancing», посвященную технике латиноамериканского танца. Книга стала тем инструментом, используя, который каждый танцор смог развивать свою мысль и свое видение танца в латине. Она выдержала огромное количество изданий и превратилась в настольную книгу не одного поколения танцоров.


Свое видение танца Уолтер Лейэрд представил, танцуя в паре с последней партнершей – Лорейн (Родин), разница в возрасте с которой составляла почти двадцать лет. В течение трех лет с 1962 по 1964 гг. они завоевали титул чемпионов мира в латине и становились победителями многочисленных турниров.


Вклад Уолтера Лейэрда в развитие латиноамериканского танца трудно переоценить. Он заложил фундамент. Рассуждал о философии танца, образе, атмосфере, состоянии. Этот тот уровень понимания танца, который отличает гения ото всех остальных.


Многие его фразы стали крылатыми. Вот одна из них – «все, что красиво, то и правильно». Его лучшая ученица, 14-кратная чемпионка мира Гейнор Фейвезэр так ответила на вопрос, как она относится к этому высказыванию. «Однажды я спросила Уолли о технике исполнения одного шага. «Должно красиво смотреться – вот какая техника». Он всегда говорил, что не надо досконально придерживаться учебника. Если движение красиво, то его стоит использовать.


И еще одна его любимая фраза звучала так: «Нечего так много думать». Потому что, если вы слишком много думаете о технике, пропадает тот элемент естественности, который в танец привносите лично вы. Замечательный человек и настоящий гений! Мы бы не могли обойтись без его помощи…


Конечно, необходимо иметь в танце основные базовые принципы. И нам их привил Уолли. Он был нашим Учителем. Все, что мы делали, были принципы Уолли. Но то, как мы реализовывали эти принципы, менялось постоянно, так же как и наше понимание танца, поскольку необходимо поднимать свою планку…


Он всегда поддерживал эстетику нашей пары. Когда мы уходили в сторону, он говорил нам: «Не заходите так далеко. Вы не должны жертвовать эстетикой» Обычно он сидел с сигарой и мало двигался сам. Смотрел на наш танец и замечал: «М-да, хорошо, но вообще-то «хреново»». Мы спрашивали, – почему? Он отвечал: «В паре не видно взаимоотношений мужчины и женщины». Когда мы уходили в сторону, он всегда говорил, что нужно вернуться назад, чтобы наш танец обрел свою красоту. В этом случае нам приходилось очень стараться артикулировать движения. Донни всегда был активен и хотел, чтобы движения, и особенно работа ног, были как можно быстрее. А Уолли всегда хотел видеть красоту танца и говорил Донни: «Единственная причина того, что вы так часто побеждаете на турнирах, заключается в том, что ее танец «хрен» чем испортишь». Так он оценивал мой танец».


Есть такое понятие в танцах как – coach, т.е. не просто педагог, а тот, который постоянно рядом с парой, опекая ее. Вот именно таким был для Гейнор и Донни Уолтер Лейэрд. Неслучайно многие годы спустя Слава Крикливый, говоря о причинах своего расставания с Кариной Смирнофф, посетовал на то, что рядом с ними не было такого человека как Лейэрд, который всегда «склеивал» Донни и Гейнор.

И снова слово Гейнор Фейвезэр. «Уолли оказал на нас огромное влияние. Он очень тонко чувствовал наше настроение. И особенно настроение Донни. Мы приходили к нему на урок, а он вдруг спрашивал: «Ну, какие проблемы?» Мы отвечали: «А откуда вы знаете, что есть проблемы?» «Я же вас знаю лучше вас самих. Что у вас сегодня случилось?»


Говоря об Уолли, нельзя не сказать о Джулии Лейэрд, его жене, разделившей с ним последний период его жизни. Женщина, полностью преданная танцу, превратившаяся рядом с ним в прекрасного самостоятельного педагога, но всегда остававшаяся в тени.

Уолтер Лейэрд был избран почетным президентом WD&DSC. До последнего дня приходил на заседания и участвовал в работе комитета. А своей сигарой и умением тонко подходить к решению вопросов он многим напоминал Черчилля.


Светлана Котова

Главы из книги "Танцы со звездами" (под ред. С. Попова). М., 2009



Российский танцевальный союз
bottom of page