top of page

Чемпионат РТС 2023 Профессионалы ЛА

11–12 марта 2023 в Москве прошел один из лучших в истории Чемпионатов и Первенств РТС, самый массовый по участию (более 3500) пар и членов жюри от Камчатки и Сахалина до Калининграда, от Мурманска до Крыма, невероятный по атмосфере и великолепный по уровню мастерства.



Соревнования по всем возрастам и классам за титулы Чемпионов и победителей Первенств (не путать!) прошли за эти два дня на арене Крокуса, пожалуй, лучшего комплекса для подобных крупных форматов в столице и не только.


Чувство гордости за организацию, ее учителей и руководителей, которые развивают бальный танец во всех уголках России от имени и в благородных интересах Российского Танцевального Союза.


В очередной раз преодолев сложности дороги из Вены, где я живу уже 8 лет и при этом стараюсь приезжать в Россию к своим ученикам и коллегам ежемесячно, я стал свидетелем незабываемого танцевального события.


И, безусловно, самым интригующим в программе получился Чемпионат России среди профессионалов по Латиноамериканской программе.


Профессиональные пары РТС давно и уверенно входят в элиту мирового танца, выступают в финалах крупнейших мировых соревнований. А совсем недавно членами РТС стали многократные Чемпионы России (по версии ФТСАРР) и мира (по версии WDSF) Армен Цатурян и Доминика Бергманова, и их участие в Чемпионате этого года вызвало повышенный ажиотаж у танцевальной общественности и обещало интригующую непредсказуемость.


Были проданы все места за VIP столами, спрашивали даже о брони на трибунах, на которых в этот вечер также не было ни одного свободного места.


На прошедшем перед Чемпионатами Танцевальном Конгрессе РТС (для танцоров и учителей) обе эти пары прочитали лекции, добавив сравнительных разговоров и мнений накануне турнира. Кстати сказать, не знаю статистики по лекции Армена и Доминики, но лекция Кирилла и Валерии заслужила более 16.000 просмотров в онлайне уже в первый день!


В 1/8 на паркет вышло 28 пар, и Чемпионат прошел в четыре тура (28-24-12-6).


Некоторые лучшие профессиональные пары РТС по разным причинам на этот раз не смогли/не захотели принять участие.


По-разному сочувствую каждой из них – желающим, но не могущим по уважительным причинам и могущим, но не желающим по другим – но пропуск такого значимого турнира всегда нежелателен в карьере и ставит много вопросов на будущее.


Танец образованных профессионалов, не зависимо от их уровня, всегда отличается осознанностью, утонченностью, правильной расстановкой приоритетов, и этот турнир не стал исключением.


При этом в каждом из трех заходов первого тура выделялись те, кого принято считать фаворитами.


Уровень же остальных, растущих и только претендующих на выходы из туров, был достаточно ровным, что делало работу судей сложной, а результаты многовариантными - этим танцорам желаю усердной работы над развитием отличительной индивидуальности через дальнейшее совершенствование танцевальных техник, и, главное, личностных характеристик, которые затем и проявляются через техники. Собственно, пройдя через долгое время поисков своего оригинального стиля и его отработки, а также через турнирные успехи и признание танцоры и обретают свою неповторимость.


Именно этим и отличаются лучшие и становятся таковыми! В противном случае пары скатываются до поверхностной имитации ярких стилей лучших исполнителей, повторения элементов их хореографии и, как правило, рискуют стать однородной массой.


В архитектуре и дизайне есть понятия «деталь» (заметная) и «фактура» (сливающаяся) – будьте деталями, не становитесь фактурой.


В своем обзоре я не буду глубоко погружаться в техники (оставлю это учителям и консультантам наших пар) и главным образом обращу внимание на важные и очевидные внешние реакции, анализ которых поможет танцорам потом докопаться до скрытых от глаз акций, а также дам всем полезные советы.


Будучи инженером-архитектором по образованию, также на этот раз уделю внимание анализу пропорций, фасонов и цветовых решений костюмов, тактикам и стратегиям, а также смыслам.


ВНИМАНИЕ! Выражать похвалу и комплименты оставлю поклонникам пар, а больше внимания уделю конструктивной критике. Но, читая мою критику в адрес танцоров-профессионалов, не забывайте, что я разбираю танец лучших пар страны и мира (!) и ее целью является желание и профессиональный долг помочь им в работе над собой и дальнейшем совершенствовании. В этом и состоит смысл подобных обзоров от авторитетов танцевальной индустрии. А для Вас они есть и останутся КУМИРАМИ!


И в начале о парах отборочных туров, обративших на себя мое внимание.


№ 499 Иван Радица – Эллина Сажина. Интересный танец, попали в поле зрения. Но не выделяются настолько, чтобы «заставлять» смотреть на себя.


№ 304 Егор Бобров - Мария Смольникова. Понравилось интересное черное платье с вырезами на боках, вкусно, пропорционально (комплимент дизайнеру) и идет хозяйке, подчеркивая индивидуальность.


№ 315 Павел Поваляев – Дарья Ченцова. Интересная румба, изящная партнерша, чувственно.


№ 496 Сергей Колесников – Виолетта Дзенник. Интересное сочетание, привлекают внимание, но при этом не удерживают его на себе. Поработать над верой в себя и в свой танец, расти внутренне.


Движение тела – это реакция на движение мысли.


№ 301 Павел Хондарь – Даяна Хеджази. Танцевальный дуэт из Крыма, помню их в паре еще с уровня Юниоров. Погружены в танец, быстры, эмоциональны, но недостаточно значимы. Провалили середину Пасодобля. Неудачная рубашка с очень большим воротником - при небольшом росте этого делать не стоит, утяжеляет верхнюю линию (эта ошибка была замечена у нескольких пар).


№ 328 Альфред Махмураджаев – Полина Сухнева. Хорошо выглядят на паркете. Красное платье, активная партнерша, красивая игра юбки. Невысокая пара, у партнера достаточна крупная голова в пропорциях тела и при этом борода - усы (дань моде? щетина на лице еще больше добавляет голове визуального веса) – ошибка в имидже! Помните – не будьте модными, создавайте моду под себя. И еще, запомните закон: «Сначала нужно выглядеть как победитель, потом танцевать как победитель». В противном случае вас не учитывают как претендента на победу. По причине того, что победитель — это пример для подражания и путеводитель, и если он будет плохим примером, то может увести жанр в неправильном направлении (таких примеров в истории, увы, хватает). И ответственный судья непременно отреагирует на такие ошибки.


№ 309 Виталий Пантелеев – Ангелина Нечхаева. Заметное серебряное платье в камнях. Нужно больше дисциплины в спине у партнерши, она слегка сутулится и от этого голова оказывается немного впереди. Позитивная энергия идет от них, добрые глаза у партнерши при визуальном контакте со зрителем. Хороший Джайв, интересная история.


№ 320 Влад Федоров – Александра Антоненко, новое интересное сочетание, Влада знаю давно. Коричневый цвет платья у партнерши – опасный и не привлекательный цвет, сливается с тоном цвета загорелой кожи, на этом паркете теряется. В 1/4 финала Ча-Ча-Ча нужно быть точнее с ритмом.


№ 442 Николай Говоров – Евгения Толстая. Многократные чемпионы России и мира по 10-ти танцам и успешны в обеих программах, что необычно в современном танце. Для участия в Чемпионатах этого года выбрали Латину. Уверенны, солидны. Эффектное платье, на нем камни и хорошо добавляющие движения висюльки бисера. В Джайве видны ноги отдельно от тела, а должны быть под ним. Интересный Пасодобль, читаемая история, связь с полом, сильно и при этом естественно.


Совет для всех! Танцоры должны создавать на паркете богатые, законченные ГАРМОНИЧНЫЕ образы, включающие в себя и внешний вид, и танцевальную хореографию, и пластику движений, и интересную значимую историю. Чем больше компонентов в вашей системе и чем лучше они уравновешены по уровням и смыслам, тем выше уровень вашей гармонии. А гармония – это и есть цель и направление развития артиста.


Теперь о финалистах Чемпионата России!

Интересно отметить, что при допустимом и естественном разбросе мест от судей все пары финала в каждом танце занимали одно и тоже место, ставшее в результате итоговым.


Оценивала турнир одна и та же бригада из 15-ти судей – при их высоком уровне количество достаточное для объективного отражения происходящего на паркете как совокупности развитых субъективных мнений.


№ 307 Олег Негров – Виктория Качалко (6 место, 6-6-6-6-6)

Выделяются, красивый костюм, аккуратный внешний вид, хороший пример индивидуальности, своя не похожая на других хореография. Партнер элегантно одет, а в юности грешил неоправданным для мужчины выбором прозрачных тканей для рубашек как основного материала и неаккуратной прической (все помню!). Сегодня все правильно с имиджем! Оригинальная, намеренно простая хореография в Джайве (простота – сестра таланта!), но плосковаты в теле и не хватает характерной для этого танца энергии баунса в теле от использования пола. Ошейник на шее у партнерши слегка утяжелил верх. Виктории нужно быть ярче в танце, брать инициативу на себя – женщина в танце не должна просто ждать команду, но предлагать себя для ведения. Интересный стиль у Олега – подчеркнутая подкупающая простота пластики, нет обремененности старанием (что замечательно!), но при этом не хватает постоянства движения энергии. Простота должна быть дорогой, а лучше бесценной, тогда это вершина мастерства – так что он на правильном пути! Работать над перетеканием энергии от пола через тело до кончиков пальцев рук, управлением потоком этой энергии в богатых природных траекториях тела.


В финале прекрасно выбрали место для презентации в Румбе – в самом центре площадки, куда художник по свету свела все споты – браво! Но на фоне лучших пар особенно становится заметным недостаток ротаций корпуса, так называемое «плоское» тело. Энергия в теле должна цикрулировать по траекториям “infinity”- бесконечности, символом которой есть восьмерка.


Продолжать огранку своих талантов - природные (талантливые) камни-алмазы всегда уступают в цене обработанным огранкой бриллиантам.


С интересом буду наблюдать за их развитием.


№ 314 Кирилл Александров – Ульяна Максимкина (5 место, 5-5-5-5-5)

Хорошая скорость, взаимодействие, несуетливо, объемные, хорошо «текут» по хореографии в Пасодобле.


Презентация в финале на Ча-Ча-Ча. Заметное розовое платье, белая рубашка.


В Румбе улучшить дисциплину и баланс.


Недостаточно правильная позиция тела приводит к эффекту «опущенной головы» у партнера и, поэтому, слегка угрюмого вида и закрепощенности – нужно исправить и будет серьезный качественный прогресс.


№ 305 Тимур Юсупов – Валерия Рёмина (4 место, 4-4-4-4-4)

Свободны, хорошо взаимодействуют с публикой, ненавязчивы, не дерганный самодостаточный Пасодобль. В паре достаточно партнерши. Они хорошо уравновешены по ролям и энергиям, излучают позитив. Леопардовый верх с черной юбкой – леопардовый принт ткани подходит для латины (не для стандарта!), отправляя к свойственным ей диким лесным страстям. В таком платье женщина должна быть «кошкой», и Валерии это удается!


№ 321 Андрей Патрушев – Екатерина Бралюк (3 место, 3-3-3-3-3)

Выделяются на паркете с первого тура, были финалисты прошлого чемпионата, профессионально обыгрывают сложные ситуации, легко изменяют хореографию, не выпадая из «истории» танца. Но пустоватые в Джайве.


В финале новое черное с белыми цветами платье, браслеты на руках - выделяется.


Очередная ошибка с фасоном рубашки у Андрея (не у него одного) – она белая (сильная по массе цвета), но длинновата, при невысоком росте, широких рукавах и высоком отложном воротнике верхняя часть выглядит тяжелой.


№ 300 Армен Цатурян – Доминика Бергманнова (2 место, 2-2-2-2-2)

Интрига сегодняшнего Чемпионата, новые лица на паркете и в своих претензиях на успех в РТС. На трибунах большая группа их учеников в одинаковых стильных майках, прекрасная поддержка по всему турниру. Красное платье у Доминики на первых турах, хорошие эмоции, интересные мелкие движения Армена, но не уравновешены крупной формой и смыслом. Мелкая пластика в результате работает сама на себя, и приемы повторяются от танца к танцу – все танцы имеют разные музыкальные характеры, а значит и пластика их отражающая может и должна быть разной. Техника не должна демонстрироваться, но быть высококачественным инструментом для передачи идеи и смысла. На Румбе первого тура их болельщики зажгли фонарики на телефонах, «светлячки» на трибунах – эффектно! Энергетический ореол Армена и Доминики расположен близко к телу, что и создает ощущение мелковатости формы. В спектакле «Короли танца» помню, как замечательно они держали паузы на сцене, а сегодня на большом паркете не хватает солидности. В 1/4 хорошо выбирают место на паркете, в стороне от толпы (деталь!). Армен не подражаем в своей пластике (браво!), но недостаточно использует вес для увеличения возвратной энергии опоры, движениям не хватает ценности, скорость ног, как будто, становится самоцелью.


Их хореография и личная пластика — это очень интересный текст, который нуждается в более сильном и выразительном прочтении-декламации для слушателя/наблюдателя.


Еще одна область для прогресса пары – работа над смысловой сутью сочетания «мужчина-женщина», очевидное для наблюдателя единения противоположностей через мысли и действия. И даже если в сознании это есть, то тело — это языковый инструмент танцора, через которое он только и может передать глубину своих мыслей.


Совет всем партнерам! Нужно больше танцевать со своими дамами, внимательнее и сфокусированнее на них. Дама – главный компонент пары! Мужчина – премьер-министр, управленец, менеджер ее танца, а посему ОНА должна быть центром ЕГО внимания и фокусом ЕГО действий. Встречаются пары, которые за весь танец (и даже в Румбе!) ни разу не встречаются взглядами – слепая любовь... Партнерша на паркете – ИЗБРАННИЦА, и потому заслуживает внимания, а иначе зачем вы избрали и позвали ее на свидание?


В Румбе интересно держат паузу, но ее тишине не хватает громкости.


Обе пары-фавориты умело перемещаются по паркету в одном заходе полуфинала, чтобы не оказываться рядом, а оказавшись искусно и с юмором взаимодействуют друг с другом, что придает их соперничеству шарма и профессионального уважения – браво!


Много блоков в позициях скрещенных ног у Армена – это не хорошо! Энергия не должна останавливаться!


Хорошая история для зрителей. На финал Доминика поменяла платье с красного на элегантное черное с каменной отделкой – очень ей идет.


Они первые по очереди на представлении финала со своим танцем ча-ча-ча. Стараются произвести лучшее впечатление. «На турнире нужно из всех сил стараться… не дай Бог не стараться» - еще один важный закон для танцоров.


Тактически правильно заняли позицию в центре площадки – их группа поддержки расположилась на трибуне, и поэтому они оказались в их (и всего зала) оптическом фокусе – комплимент за хорошее видение площадки!


У пары огромный потенциал для развития!


Будет интересно наблюдать за их дальнейшим прогрессом в новой для себя среде сильнейших пар РТС и другой танцевальной философии.


Желаю им удачи и дальнейших значимых успехов - все только начинается по-настоящему!


№ 322 Кирилл Белоруков – Валерия Айдаева (1 место, 1-1-1-1-1)

Фавориты, зал взрывается с их появлением. Кирилл уверен и спокоен. Раньше он часто грешил самореализацией в танце, но в паре с Валерией стал танцевать по-настоящему с партнершей и это в корне изменило концепцию танца. Валерия всегда уверена в себе. Хороши, доминируют на паркете, не через силу, не пыжась, легко и при этом значимо. Позитивны, удивительно морально устойчивы (доказано в том числе их зарубежными выступлениями непростого прошедшего года). Хорошо обыграли случайное падение Леры. Чудесная мотивирующая музыка самбы Леонида Агутина «Оле-Оле». Глубокие, богатые в пластике в Румбе.


На Джайве пары-фавориты в 1/2 стали рядом и их впервые можно сравнивать в едином оптическом фокусе.


На финал Валерия сменила черное платье на белое. Для жгучей брюнетки и экспрессивной по характеру и стилю танца, ей лучше подходят яркие цвета.


Обращают внимание туфли телесного цвета, достаточно «модно» сегодня танцевать именно в таких.


Совет партнершам! Туфли телесного цвета (цвет кожи) предполагают эффект их отсутствия и служат удлинению ног, оставаясь при этом «невидимыми». Если дама выбрала для танца «дикий», или «пляжный», или «эффект пижамы» фасон платья, то отсутствие туфель образно оправданно. Но если она в элегантном платье, то эффект отсутствия туфель работает наоборот, намекая на женскую забывчивость – в элегантном платье и босая, без туфель? В бытность моего танцевания телесных туфель не было в принципе, они все имели цвет и были в цвет платья, или белые/золотые/серебряные. И это не мода сегодня поменялась, а банально испортился вкус. Девушки, примите это замечание к сведению и не бойтесь «цветных» туфель, тем более если у вас еще и хорошая работа стоп – обратите на них дополнительное внимание. При этом такой эффект работает не только для дам. Однажды известный английский танцор Дэвид Гриффин (моего поколения) на очень важном для себя турнире специально одел светлые туфли под темные брюки, чтобы дополнительно выделиться на фоне соперника работой стоп.


А также и по той же причине не использовать ткани телесного цвета для трусов в ваших танцевальных костюмах, если они видны во время танца. Телесный цвет ткани в костюме предполагает эффект ее отсутствия на теле и используется для имитации обнаженного тела. Именно таким и получается эффект от трусов в цвет тела – их отсутствие! Вы действительно добиваетесь ТАКОГО эффекта? Внимание заинтересованных этим образом вам будет обеспечено, но оценка эстетически воспитанных судей не порадует.


Вернусь к Кириллу и Валерии. Презентация на Румбе – спокойно, сдержанно, элегантно, очевидная заявка на победу. Умышленно повторюсь, что именно в паре с Валерией Кирилл стал подчеркнуто танцевать «с дамой» (во многом это и заслуга Валерии, заставляющей его уделять необходимое Королеве внимание), отчего танец становится именно тем, чем задуман Создателем – романтическим свиданием. И если на свидании/в танце один из присутствующих занят собой, и их взгляды ни разу не встречаются, то это странное свидание/танец точно не может побеждать в соревновании истинных свиданий/танцев.


На первом танце финала Ча-Ча-Ча Кирилл прижался к краю площадки – оттуда фокус направлен только в зону VIP столиков и не достает до трибун – это досадный тактический просчет.


Их многочисленная группа поддержки не стихала на протяжении всего турнира, соревнуясь с болельщиками Армена и Доминики – так держать!


Заслуженная победа и титул Чемпионов Кирилла и Валерии в очередной раз доказала их лидирующие позиции в России и претензии на мировое лидерство.


Поздравления и «брави»!


И еще несколько наблюдений по ходу Чемпионата

Борьба кипела не только на паркете, но и на трибунах. Я не припомню ТАКОГО шквала эмоций, ТАКИХ эмоций публики – это было особенно! В этот вечер публика была полноценной участницей соревнований и стала заслуженным соавтором невероятной атмосферы Чемпионата.


Группам поддержки на трибунах необходимо отдавать должное и выражать уважение аплодисментами также соперникам ваших кумиров, а не только своим любимцам (хотя им, конечно, больше всего).


Хорошо обыгрывали сложные ситуации Цатурян и Белоруков, оказываясь по ходу танца рядом – очевидный признак свободного сознания и тела, достойного лидеров и претендентов на победу. На паркете побеждают наиболее свободные (или, как минимум, наименее ограниченные) в своем сознании и теле .


Совет всем! Самый высокий комплимент танцу дается не за скорость, не за силу или мощь, а за ЕСТЕСТВЕННОСТЬ. “How natural they are!” – это лучший комплимент навсегда!


Естественно/Натурально – значит уже красиво!


Совет финалистам! На церемонии награждения с пьедесталом (так всегда должно быть на чемпионатах!), пары, занявшие места с 6-го по 4-е, сначала подходят к награждающим за наградами и затем занимают место в линейке у пьедестала, левым плечом вперед в пол оборота, партнерша справа.


Призеры с 3-го по 1-ое сначала становятся на пьедестал


Совсем недавно отмечался Международный женский день.


И я желаю всем нашим замечательным профессиональным танцовщицам, получившим сегодня от меня и похвалу и критику, носителям таких интересных и разноОбразных имен - Анастасия, Карияна, Виктория, Ксения, Кристина, Владислава, Евгения, Антонина, Юлия, Алина, Вера, Александра, Эллина, Полина, Ангелина, Мария, Даяна, Виолетта, Дарья, Ульяна, Екатерина, Доминика, Валерия – быть КОРОЛЕВАМИ! Да, послушными, лояльными, чуткими, тонко отзывающимися на команды/предложения ваших партнеров- менеджеров, но самодостаточными КОРОЛЕВАМИ, попросившими партнера о помощи вашему танцу, а затем добровольно и сознательно согласившимися на роль ведомых.


И не забывайте благодарить и награждать своих партнеров-менеджеров за удовольствия, которые они вам дарят – отмеченный вашей королевской похвалой мужчина будет стараться для вас еще во сто крат больше.


И в завершении обзора направляю мои поздравления всему нашему Российскому Танцевальному Союзу, танцорам и учителям, клубным и региональным руководителям, Президиуму, Исполкому, и лично Президенту РТС Станиславу Попову за два дня грандиозных Чемпионатов и Первенств 2023 года. Замечательный итог напряженной работы, правильного целеполагания и определения способов достижения результата.


Сегодня РТС могуч как никогда, он окреп и прирос новыми регионами, тысячами талантливых танцоров и продолжает нести философию эстетического воспитания и нравственного образования через красоту танца. Танца как искусства!


Леонид Плетнев,

Лауреат Всесоюзных, Всероссийских и международных конкурсов

Почетный Президент Международного Танцевального Союза

Вице-президент Евро-Азиатского Танцевального Совета

Советник Президента РТС

Главный тренер сборных команд РТС (2005-2014 гг.)

Заслуженный мастер танца РТС

Российский танцевальный союз
bottom of page