top of page

Бал зажигает огни

История развития бальных танцев в том виде, в котором мы их знаем сегодня, – непродолжительна, чуть больше века. За это время из сферы искусства они перешли в сферу спорта, сохранив при этом свои «родовые» черты. Вот почему современный бальный танец – это синтез искусства и спорта. Начав развиваться с европейской программы, сегодня бальные танцы популярны во всем мире во многом благодаря латиноамериканской программе. История развития бальных танцев - это история развития самого танца, объединяющего в себе традиции и современность. И, конечно, это история «в лицах», то есть история людей, своим энтузиазмом и талантом, сделавших и продолжающих делать мир танца прекрасным.

История российского танцевального спорта

Если под бальными танцами понимать те танцы, которые танцуют на балах, то их история насчитывает уже не одну сотню лет. Но, начиная с конца XIX века, у бальных танцев появилось другое значение. Ими стали называть группу танцев, по которым стали проводить конкурсы, выявляющие лучшие танцевальные пары. Почему люди захотели получать не просто удовольствие от танца, но еще и дозу адреналина от соперничества на паркете с другими парами, вопрос остается открытым. Так же как и вопрос, почему это произошло именно в Англии. Впрочем, сегодня жизнь дает подтверждение тому, что люди действительно склонны облекать свои увлечения на досуге в форму соревнований. Пример тому, проводимые чемпионаты не только по гольфу, но даже и бриджу.


С течением времени из всего многообразия различных танцев выделилось всего десять, которые и составляют сейчас конкурсную программу. Сначала это были пять танцев европейской программы (медленный вальс, танго, медленный фокстрот, быстрый фокстрот или квикстеп, позднее присоединился венский вальс), а в конце 40-х гг. ХХ в. к ним подключились пять танцев латиноамериканской программы (ча-ча-ча, самба, румба, пасодобль, джайв).


Турниры по этой программе в настоящее время проводят две международные организации: профессиональная WD&DSC (Всемирный совет по танцам и танцевальному спорту) и любительская IDSF (Международная федерация танцевального спорта).


Но вернемся на родину конкурсных бальных танцев – Англию. Именно здесь возникли первые ассоциации учителей бального танца, которые заложили основу для развития этого жанра хореографии, разработали основные идеи и стандартизировали технику исполнения. Самыми первыми организациями были Британская ассоциация учителей бального танца (1892), Альянс Соединенного королевства (1903) и Имперское общество (1904). Общественный интерес к бальному танцу существовал не только в Англии, но и в других странах, что в итоге привело к необходимости проведения первого чемпионата мира. Его организовал в Париже в 1909 году Камиль де Реналь. Исполнялось только четыре танца: Boston, Tur Key Trot, One-step и Tango. Позднее в 1922 году Камиль де Реналь уже совместно с газетой The Dancing Times провели полуофициальный чемпионат мира в Лондоне. Его победителем стал Виктор Сильвестр, в последующие годы руководитель танцевального оркестра, организатор танцевальных шоу-программ на телевидении и автор книг о бальных танцах.


В то время программа бальных танцев отличалась от современной, и включала такие танцы как one-step, two-step и другие, под общим названием сиквенс танцы (танцы с фиксированной композицией). Король элегантности, фокстрот, родившийся в США, был впервые показан в Имперском обществе в Лондоне в 1914 году. А полностью он был стандартизирован, наряду с вальсом и танго, в 1921 году. Именно в это время и сформировался английский стиль исполнения бальных танцев. Благодаря английским учителям танца, он широко распространился по всему миру, включая Японию. В 20-30 гг. появились и первые великолепные исполнители бальных танцев. В их число входили Джозефин Брэдли, Филис Хейлор, Виктор Сильвестер, Алекс Мур, Т. Палмер и Е. Споуорт, С. Фармер и А. Роскоу и многие другие.

История развития мирового танцевального спорта

Проводимые в то время чемпионаты мира и многочисленные конкурсы в разных странах подготовили почву для организации Блэкпульского танцевального фестиваля, который стал легендой бального мира (Блэкпул - курортный город на северо-западе Англии). Первый фестиваль прошел в 1921 году, и, начиная с этого момента, стал проводиться ежегодно (перерыв в несколько лет выпал на время II Мировой войны). За годы своего существования он, по сути дела, превратился в открытый чемпионат мира, и сегодня Блэкпульский фестиваль остается самым престижным турниром для танцоров всего мира.


В то время в Англии большую роль в развитии конкурсного бального танца играл журнал The Dancing Times, редактором которого был Филипп Ричардсон. По его инициативе в 1929 году была создана организация, объединяющая ассоциации учителей бальных танцев – Official Board of Ballroom Dance (OBBD). OBBD, а также общества учителей бальных танцев в других странах популяризировали и развивали конкурсный танец. Они определили стили и стандарты исполнения, создали систему медальных тестов, проводили экзамены для учителей, а также регулярно сессии конгрессов для распространения информации. Первый мировой конгресс учителей бального танца, организованный профессиональными организациями, прошел в 1948 году в рамках Блэкпульского фестиваля. С тех пор ежегодно лучшие педагоги и танцоры мира выступают с лекциями на этом самом представительном педагогическом форуме.


Одновременно с созданием профессиональных организаций в мире шел процесс (в основном в Европе) объединения танцоров-любителей в клубы и национальные любительские организации. В 1935 году на собрании в Праге была создана первая Международная федерация танцоров-любителей (FIDA). В нее вошли любительские ассоциации Австрии, Англии, Германии, Голландии, Франции, Швейцарии, Чехословакии и Югославии. Позднее к ним присоединились ассоциации стран Балтии, Бельгии, Италии, Канады и Норвегии. Первым президентом был избран Франц Бюхлер из Австрии.


В 1936 году в Бад Нойхейме (Германия) прошел первый чемпионат мира среди любителей, в котором приняли участие танцоры из пятнадцати стран и трех континентов. II Мировая война прервала работу этой организации. Она была восстановлена в 1953 году по инициативе семи стран, к которым в 1955 году присоединились еще три.

Очень важным для развития бальных танцев оказался выход в свет в тридцатые годы первых книг по этой теме. Особую роль сыграл изданный в 1936 году первый учебник Ballroom Dancing Алекса Мура, где были описаны фигуры всех танцев международной программы. Его анализ техники и разработку методики преподавания трудно превзойти. Однако не обошлось и без критических замечаний, но в ответ на них Мур (по общему признанию, джентльмен в полном смысле этого слова) неизменно отвечал ставшей классической фразой: «Запишите это». В том же году вышла книга Виктора Сильвестра и Филиппа Ричардсона The Art of Ballroom. С конца 30-х гг. в Англии начинают издаваться два журнала Ballroom Dancing Times и Alex Moore Monthly Letter Service. Последний журнал сыграл особую роль в развитии методической работы педагогов и популяризации бальных танцев во всем мире.


В дальнейшем Алекс Мур выпустил еще три книги: в 1948 году «Пересмотренная техника стандартных танцев» и «Основные фигуры стандартных танцев», в 1950 году «Стандартные вариации».


Период 1940-х и начала 50-х гг. отмечен резко возросшим интересом к латиноамериканским танцам. Новые ритмы захватили танцевальный мир, что привело к началу работ по разработке их технических основ. В 1948 году вышел первый учебник по латиноамериканским танцам Theory & Technique of Latin-American Dancing Франка Бэрроус, а в 1950 году книга по этим же танцам Дмитри Петридеса. Программа бальных танцев расширилась: в нее были включены латиноамериканские танцы. Конкурсы стали проводиться по нескольким направлениям: европейской программе (прежнее название – «бальные танцы»), латиноамериканской и программе 10 танцев, включающей в себя танцы обеих программ. В то время у танцоров еще не было четко выраженной специализации в какой-то одной программе. Все танцевали все. Специализация наметилась лишь в середине 70-х гг. Яркими парами этого периода были: У. Фрайер и В. Барнес, Лен и Фраер Скривенер и др.


Организационная структура бальных танцев продолжает совершенствоваться. 22 сентября 1950 года в Эдинбурге был образован международный орган, объединяющий профессиональные организации разных стран – International Council of Ballroom Dancing (ICBD). В 1956 году любители последовали за профессионалами и создали аналогичный международный орган – International Council of Amateur Dancers (ICAD). Так, в конце 50-х гг. танцевальный мир получил то организационное оформление, которое существует до сих пор (в дальнейшем по тексту представлены профессиональные танцоры).


Продолжает развиваться конкурсная система. Турниров проводится много, но среди них, наряду с Блэкпулом, начинают выделяться несколько. К примеру, в 1953 году впервые свою площадку танцевальным парам предоставил знаменитый концертный зал в Лондоне – Royal Albert Hall. Здесь одна из наиболее известных чемпионок прошлого и не менее известный педагог – Элса Уэллс начала ежегодно проводить свой конкурс International.


1950-е и 60-е гг. – это эпоха таких танцевальных пара как: Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир, Лен Скривенер и Нэли Дуган, Сони Бинник и Сали Брок, Билл и Бобби Ирвин, Уолтер Лейэрд и Лорейн, Боб Берджес и Дорин Фримен, Питер Эгльтон и Бренда Уинслейд, Карл Броер и Урсула Прагер (ФРГ), Рудольф и Михтильд Трауц (ФРГ).

Боб Берджес и Дорин Фримен

Начало 60-х гг. ознаменовалось формированием нового подхода к пониманию сущности латиноамериканских танцев. Его представил в своей книге Technique of Latin Dancing Уолтер Лейэрд . Вышедшая в свет в 1961 году она стала основным руководством к действию латиноамериканских танцоров и привела к качественно новому этапу в развитии латиноамериканских танцев.


В последующие годы мир бального танца коренным образом изменился. В 70-е гг. во многих странах общепринятым стало его другое название – танцевальный спорт. Примером в этом отношении может служить ФРГ, где уже в то время существовали сборная страны, национальные тренеры (Вольфганг Опитц, позднее Оливер Вессел-Тернхорн) и государственная поддержка бальных танцев именно, как вида спорта (например, стипендии ведущим танцорам). Постепенно Германия начинает занимать в танцевальном мире все более прочные позиции. Организованный в 1987 году в Манхайме турнир German Open приобретает для танцоров, наряду с английскими конкурсами, важное значение (по числу участников превращается в один из крупнейших в мире).


В 80-е гг. система турниров дополнилась и другими конкурсами, ставшими заметным явлением в танцевальном мире. Это UK (United Kingdom Championships), проводимый в Борнемуте (Англия) и US Open, проводимый в Майами (США).


Начавшаяся в этот период специализация танцоров в одной из программ привела к появлению ярких латиноамериканских и европейских «звезд». В латиноамериканской программе в 70-х – начале 80-х годов наступило время трехкратных чемпионов мира Ханса-Петера и Ингеборг Фишер (Австрия), Сэми Стопфорда с Ширли Стопфорд, а затем с Барбарой Маккол, пятикратных чемпионов мира Алана и Хейзел Флетчер, двухкратных чемпионов мира Эспена и Кирстен Салберг (Норвегия), Питера Максвелла и Линн Харманн, Дэвида и Дениз Сикамор и др. В европейской программе - Стивена и Линди Хилер, пятикратных чемпионов мира Майкла и Вики Барр и др. С 1973 по 1980 годы восемь раз становились чемпионами мира в европейской программе англичане Ричард и Джанет Глив. Их рекорд превзошли Маркус и Карен Хилтон. Девятикратные чемпионы мира Хилтоны оказали большое влияние на формирование современного стиля исполнения европейских танцев. А в развитии латиноамериканской программы в 80-90-е годы безраздельно господствовали четырнадцатикратные чемпионы мира Донни Бернс и Гейнор Фейвезэр (1982 - 1998). В это же время в европейской программе танцевали такие великолепные пары как Джон Вуд и Энн Льюис, Эндрю и Лорейн Синкенсен. А в латиноамериканской - Юкка Хаапалайнен и Сирпа Суутари (Финляндия), Ханс Гальке и Бьянка Шрайбер (Германия), Алан Торнсберг с Вибекой Тофт (Дания) и Сереной Лекка (Италия) и другие.


В последнее время в латиноамериканской программе великолепно выступают пятикратные чемпионы мира Брайан Ватсон и Кармен (Германия), Пол Киллик и Ханна Картунен (Англия) и многие другие. В европейской программе чемпионами мира становились Лука и Лорейн Бариччи (дважды) (Англия), Аугусто Скьяво с Катариной Арзентон, а затем с Лин Маринер (Италия), Кристофер Хоукинс и Хейзел Ньюберри (Англия).


В 90-е годы. ярко заявила о себе итальянская школа исполнения: Массимо Джиорджиане и Алессия Манфердини, Вильям Пино и Алессандра Бучарелли, Фабио Селми и Симона Фанчелло и другие. Открытый чемпионат Италии (Italian Open) в Червии (проводится с 1983 года) начинает привлекать к себе все больше внимания.


Большие танцы стали объектом поклонения и в Азии. Так центром развития продолжает оставаться Япония, с многочисленными профессиональными танцорами, особенно в европейской программе, а также проводимыми различными конкурсами и шоу-программами. С 2002 года Открытый чемпионат Японии (Asia Open) становится для профессионалов турниром с самым крупным призовым фондом.


Последнее достижение ХХ столетия ознаменовалось официальным закреплением понятия «танцевальный спорт» в названии двух основных танцевальных организаций. ICBD была переименована в WD&DSC (Всемирный совет по танцу и танцевальному спорту), а ICAD – в IDSF (Международная федерация танцевального спорта).


В этот же период все более активно включается в мировую танцевальную систему Россия. Профессиональные пары успешно представляют страну на турнирах за рубежом. Одновременно в России начинают проводиться конкурсы, привлекающие ведущие зарубежные танцевальные дуэты. Прежде всего, таким турниром, начиная с 1995 года, становится ежегодно организуемый в Москве Кубок мира по латиноамериканской программе.


Светлана Котова

Российский танцевальный союз
bottom of page