История развития бальных танцев в том виде, в котором мы их знаем сегодня, – непродолжительна, чуть больше века. За это время из сферы искусства они перешли в сферу спорта, сохранив при этом свои «родовые» черты. Вот почему современный бальный танец – это синтез искусства и спорта. Начав развиваться с европейской программы, сегодня бальные танцы популярны во всем мире во многом благодаря латиноамериканской программе. История развития бальных танцев - это история развития самого танца, объединяющего в себе традиции и современность. И, конечно, это история «в лицах», то есть история людей, своим энтузиазмом и талантом, сделавших и продолжающих делать мир танца прекрасным.
Если под бальными танцами понимать те танцы, которые танцуют на балах, то их история насчитывает уже не одну сотню лет. Но, начиная с конца XIX века, у бальных танцев появилось другое значение. Ими стали называть группу танцев, по которым стали проводить конкурсы, выявляющие лучшие танцевальные пары. Почему люди захотели получать не просто удовольствие от танца, но еще и дозу адреналина от соперничества на паркете с другими парами, вопрос остается открытым. Так же как и вопрос, почему это произошло именно в Англии. Впрочем, сегодня жизнь дает подтверждение тому, что люди действительно склонны облекать свои увлечения на досуге в форму соревнований. Пример тому, проводимые чемпионаты не только по гольфу, но даже и бриджу.
С течением времени из всего многообразия различных танцев выделилось всего десять, которые и составляют сейчас конкурсную программу. Сначала это были пять танцев европейской программы (медленный вальс, танго, медленный фокстрот, быстрый фокстрот или квикстеп, позднее присоединился венский вальс), а в конце 40-х гг. ХХ в. к ним подключились пять танцев латиноамериканской программы (ча-ча-ча, самба, румба, пасодобль, джайв).
Турниры по этой программе в настоящее время проводят две международные организации: профессиональная WD&DSC (Всемирный совет по танцам и танцевальному спорту) и любительская IDSF (Международная федерация танцевального спорта).
Но вернемся на родину конкурсных бальных танцев – Англию. Именно здесь возникли первые ассоциации учителей бального танца, которые заложили основу для развития этого жанра хореографии, разработали основные идеи и стандартизировали технику исполнения. Самыми первыми организациями были Британская ассоциация учителей бального танца (1892), Альянс Соединенного королевства (1903) и Имперское общество (1904). Общественный интерес к бальному танцу существовал не только в Англии, но и в других странах, что в итоге привело к необходимости проведения первого чемпионата мира. Его организовал в Париже в 1909 году Камиль де Реналь. Исполнялось только четыре танца: Boston, Tur Key Trot, One-step и Tango. Позднее в 1922 году Камиль де Реналь уже совместно с газетой The Dancing Times провели полуофициальный чемпионат мира в Лондоне. Его победителем стал Виктор Сильвестр, в последующие годы руководитель танцевального оркестра, организатор танцевальных шоу-программ на телевидении и автор книг о бальных танцах.
В то время программа бальных танцев отличалась от современной, и включала такие танцы как one-step, two-step и другие, под общим названием сиквенс танцы (танцы с фиксированной композицией). Король элегантности, фокстрот, родившийся в США, был впервые показан в Имперском обществе в Лондоне в 1914 году. А полностью он был стандартизирован, наряду с вальсом и танго, в 1921 году. Именно в это время и сформировался английский стиль исполнения бальных танцев. Благодаря английским учителям танца, он широко распространился по всему миру, включая Японию. В 20-30 гг. появились и первые великолепные исполнители бальных танцев. В их число входили Джозефин Брэдли, Филис Хейлор, Виктор Сильвестер, Алекс Мур, Т. Палмер и Е. Споуорт, С. Фармер и А. Роскоу и многие другие.
Проводимые в то время чемпионаты мира и многочисленные конкурсы в разных странах подготовили почву для организации Блэкпульского танцевального фестиваля, который стал легендой бального мира (Блэкпул - курортный город на северо-западе Англии). Первый фестиваль прошел в 1921 году, и, начиная с этого момента, стал проводиться ежегодно (перерыв в несколько лет выпал на время II Мировой войны). За годы своего существования он, по сути дела, превратился в открытый чемпионат мира, и сегодня Блэкпульский фестиваль остается самым престижным турниром для танцоров всего мира.
В то время в Англии большую роль в развитии конкурсного бального танца играл журнал The Dancing Times, редактором которого был Филипп Ричардсон. По его инициативе в 1929 году была создана организация, объединяющая ассоциации учителей бальных танцев – Official Board of Ballroom Dance (OBBD). OBBD, а также общества учителей бальных танцев в других странах популяризировали и развивали конкурсный танец. Они определили стили и стандарты исполнения, создали систему медальных тестов, проводили экзамены для учителей, а также регулярно сессии конгрессов для распространения информации. Первый мировой конгресс учителей бального танца, организованный профессиональными организациями, прошел в 1948 году в рамках Блэкпульского фестиваля. С тех пор ежегодно лучшие педагоги и танцоры мира выступают с лекциями на этом самом представительном педагогическом форуме.
Одновременно с созданием профессиональных организаций в мире шел процесс (в основном в Европе) объединения танцоров-любителей в клубы и национальные любительские организации. В 1935 году на собрании в Праге была создана первая Международная федерация танцоров-любителей (FIDA). В нее вошли любительские ассоциации Австрии, Англии, Германии, Голландии, Франции, Швейцарии, Чехословакии и Югославии. Позднее к ним присоединились ассоциации стран Балтии, Бельгии, Италии, Канады и Норвегии. Первым президентом был избран Франц Бюхлер из Австрии.
В 1936 году в Бад Нойхейме (Германия) прошел первый чемпионат мира среди любителей, в котором приняли участие танцоры из пятнадцати стран и трех континентов. II Мировая война прервала работу этой организации. Она была восстановлена в 1953 году по инициативе семи стран, к которым в 1955 году присоединились еще три.
Очень важным для развития бальных танцев оказался выход в свет в тридцатые годы первых книг по этой теме. Особую роль сыграл изданный в 1936 году первый учебник Ballroom Dancing Алекса Мура, где были описаны фигуры всех танцев международной программы. Его анализ техники и разработку методики преподавания трудно превзойти. Однако не обошлось и без критических замечаний, но в ответ на них Мур (по общему признанию, джентльмен в полном смысле этого слова) неизменно отвечал ставшей классической фразой: «Запишите это». В том же году вышла книга Виктора Сильвестра и Филиппа Ричардсона The Art of Ballroom. С конца 30-х гг. в Англии начинают издаваться два журнала Ballroom Dancing Times и Alex Moore Monthly Letter Service. Последний журнал сыграл особую роль в развитии методической работы педагогов и популяризации бальных танцев во всем мире.
В дальнейшем Алекс Мур выпустил еще три книги: в 1948 году «Пересмотренная техника стандартных танцев» и «Основные фигуры стандартных танцев», в 1950 году «Стандартные вариации».
Период 1940-х и начала 50-х гг. отмечен резко возросшим интересом к латиноамериканским танцам. Новые ритмы захватили танцевальный мир, что привело к началу работ по разработке их технических основ. В 1948 году вышел первый учебник по латиноамериканским танцам Theory & Technique of Latin-American Dancing Франка Бэрроус, а в 1950 году книга по этим же танцам Дмитри Петридеса. Программа бальных танцев расширилась: в нее были включены латиноамериканские танцы. Конкурсы стали проводиться по нескольким направлениям: европейской программе (прежнее название – «бальные танцы»), латиноамериканской и программе 10 танцев, включающей в себя танцы обеих программ. В то время у танцоров еще не было четко выраженной специализации в какой-то одной программе. Все танцевали все. Специализация наметилась лишь в середине 70-х гг. Яркими парами этого периода были: У. Фрайер и В. Барнес, Лен и Фраер Скривенер и др.
Организационная структура бальных танцев продолжает совершенствоваться. 22 сентября 1950 года в Эдинбурге был образован международный орган, объединяющий профессиональные организации разных стран – International Council of Ballroom Dancing (ICBD). В 1956 году любители последовали за профессионалами и создали аналогичный международный орган – International Council of Amateur Dancers (ICAD). Так, в конце 50-х гг. танцевальный мир получил то организационное оформление, которое существует до сих пор (в дальнейшем по тексту представлены профессиональные танцоры).
Продолжает развиваться конкурсная система. Турниров проводится много, но среди них, наряду с Блэкпулом, начинают выделяться несколько. К примеру, в 1953 году впервые свою площадку танцевальным парам предоставил знаменитый концертный зал в Лондоне – Royal Albert Hall. Здесь одна из наиболее известных чемпионок прошлого и не менее известный педагог – Элса Уэллс начала ежегодно проводить свой конкурс International.
1950-е и 60-е гг. – это эпоха таких танцевальных пара как: Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир, Лен Скривенер и Нэли Дуган, Сони Бинник и Сали Брок, Билл и Бобби Ирвин, Уолтер Лейэрд и Лорейн, Боб Берджес и Дорин Фримен, Питер Эгльтон и Бренда Уинслейд, Карл Броер и Урсула Прагер (ФРГ), Рудольф и Михтильд Трауц (ФРГ).
Начало 60-х гг. ознаменовалось формированием нового подхода к пониманию сущности латиноамериканских танцев. Его представил в своей книге Technique of Latin Dancing Уолтер Лейэрд . Вышедшая в свет в 1961 году она стала основным руководством к действию латиноамериканских танцоров и привела к качественно новому этапу в развитии латиноамериканских танцев.
В последующие годы мир бального танца коренным образом изменился. В 70-е гг. во многих странах общепринятым стало его другое название – танцевальный спорт. Примером в этом отношении может служить ФРГ, где уже в то время существовали сборная страны, национальные тренеры (Вольфганг Опитц, позднее Оливер Вессел-Тернхорн) и государственная поддержка бальных танцев именно, как вида спорта (например, стипендии ведущим танцорам). Постепенно Германия начинает занимать в танцевальном мире все более прочные позиции. Организованный в 1987 году в Манхайме турнир German Open приобретает для танцоров, наряду с английскими конкурсами, важное значение (по числу участников превращается в один из крупнейших в мире).
В 80-е гг. система турниров дополнилась и другими конкурсами, ставшими заметным явлением в танцевальном мире. Это UK (United Kingdom Championships), проводимый в Борнемуте (Англия) и US Open, проводимый в Майами (США).
Начавшаяся в этот период специализация танцоров в одной из программ привела к появлению ярких латиноамериканских и европейских «звезд». В латиноамериканской программе в 70-х – начале 80-х годов наступило время трехкратных чемпионов мира Ханса-Петера и Ингеборг Фишер (Австрия), Сэми Стопфорда с Ширли Стопфорд, а затем с Барбарой Маккол, пятикратных чемпионов мира Алана и Хейзел Флетчер, двухкратных чемпионов мира Эспена и Кирстен Салберг (Норвегия), Питера Максвелла и Линн Харманн, Дэвида и Дениз Сикамор и др. В европейской программе - Стивена и Линди Хилер, пятикратных чемпионов мира Майкла и Вики Барр и др. С 1973 по 1980 годы восемь раз становились чемпионами мира в европейской программе англичане Ричард и Джанет Глив. Их рекорд превзошли Маркус и Карен Хилтон. Девятикратные чемпионы мира Хилтоны оказали большое влияние на формирование современного стиля исполнения европейских танцев. А в развитии латиноамериканской программы в 80-90-е годы безраздельно господствовали четырнадцатикратные чемпионы мира Донни Бернс и Гейнор Фейвезэр (1982 - 1998). В это же время в европейской программе танцевали такие великолепные пары как Джон Вуд и Энн Льюис, Эндрю и Лорейн Синкенсен. А в латиноамериканской - Юкка Хаапалайнен и Сирпа Суутари (Финляндия), Ханс Гальке и Бьянка Шрайбер (Германия), Алан Торнсберг с Вибекой Тофт (Дания) и Сереной Лекка (Италия) и другие.
В последнее время в латиноамериканской программе великолепно выступают пятикратные чемпионы мира Брайан Ватсон и Кармен (Германия), Пол Киллик и Ханна Картунен (Англия) и многие другие. В европейской программе чемпионами мира становились Лука и Лорейн Бариччи (дважды) (Англия), Аугусто Скьяво с Катариной Арзентон, а затем с Лин Маринер (Италия), Кристофер Хоукинс и Хейзел Ньюберри (Англия).
В 90-е годы. ярко заявила о себе итальянская школа исполнения: Массимо Джиорджиане и Алессия Манфердини, Вильям Пино и Алессандра Бучарелли, Фабио Селми и Симона Фанчелло и другие. Открытый чемпионат Италии (Italian Open) в Червии (проводится с 1983 года) начинает привлекать к себе все больше внимания.
Большие танцы стали объектом поклонения и в Азии. Так центром развития продолжает оставаться Япония, с многочисленными профессиональными танцорами, особенно в европейской программе, а также проводимыми различными конкурсами и шоу-программами. С 2002 года Открытый чемпионат Японии (Asia Open) становится для профессионалов турниром с самым крупным призовым фондом.
Последнее достижение ХХ столетия ознаменовалось официальным закреплением понятия «танцевальный спорт» в названии двух основных танцевальных организаций. ICBD была переименована в WD&DSC (Всемирный совет по танцу и танцевальному спорту), а ICAD – в IDSF (Международная федерация танцевального спорта).
В этот же период все более активно включается в мировую танцевальную систему Россия. Профессиональные пары успешно представляют страну на турнирах за рубежом. Одновременно в России начинают проводиться конкурсы, привлекающие ведущие зарубежные танцевальные дуэты. Прежде всего, таким турниром, начиная с 1995 года, становится ежегодно организуемый в Москве Кубок мира по латиноамериканской программе.
Светлана Котова