Восхождение на пьедестал

Материал взят из приложения к журналу "БОСС", 2003 г.

 

     Творческий путь любого мастера своего дела всегда труден. Так было и со Станиславом Поповым - выдающимся российским танцором.

 

     Будущий президент Русского танцевального союза и организатор профессиональных турниров Станислав Попов родился в Москве в семье Григория Петровича и Софьи Владиславовны Поповых. Он учился в экспериментальной школе № 315 Академии педагогических наук, что, безусловно, не могло не сказаться на развитии его личности. Серьезно занимался спортом: сначала плаванием, а затем современным пятиборьем, где стал мастером спорта.

     В 1962 году старший брат Виктор, который сам увлекался бальными танцами, привел Станислава в школу танцев в Сокольниках, где преподавали тогда Анатолий Губарев, Вячеслав Ильяшевский и Маргарита Соловьева. Но постижение таких танцев, как вальс.гавот, полька, халигали, липси и прочее, несмотря на яв ные способности и приглашение в актив школы, не произвели на юношу должного впечатления. А поскольку, кроме того, турниров, которые представляли бы спортивный интерес, не было, он предпочел спорт.

 

      В 1965 году Станислав поступил в Московский энергетический институт на факультет электронной техники. А в 1967 году в студии бальных танцев Дома культуры "Химик", которой руководил известный педагог Бруно Белоусов, он познакомился со своей первой партнершей — Аней Кушнаревой. Их дебютное выступление состоялось в одном из подмосковных домов культуры. Энтузиазма было много, оставалось добавить мастерства. Упорные занятия дали результат: Станислав и Анна стали победителями на конкурсах класса "Д" в Москве, Горьком, Тарту, Таллине. По сегодняшним меркам это лишь начало турнирной карьеры, но в 1967 году пар такого уровня в Москве на считывалось всего 15—20, танцоров класса "С" — пять-шесть, а в классе "В" выступали только Бруно и Марина Белоусовы.

 

Апрель 1967 года.

     Тем не менее партнерство Станислава и Анны продолжалось недолго. Через полтора года, в октябре 1968-го, сложилась новая пара — Станислав Попов и Людмила Бородина, а весной 1974 года они стали супругами. Танцевальный дуэт Поповых стал легендой бального танца в нашей стране. Он просуществовал до 1994 года. 27 лет в паре — очень большой жизненный и творческий путь, за это время было около 100 выступлений на международных любительских турнирах и множество — в ранге профессионалов. Среди их выступлений на любительском паркете можно отметить победы и участие в финалах таких известных турниров, как "Янтарная пара" в Каунасе, "Рижская осень", "Таллинская регата" и "Таллинская весна", "Вильнюс", "Неделя Балтийского моря" (ГДР), "Савария" (Венгрия), "Гольдштадтпокал" (ФРГ), "Колдинг Гранпри" (Дания), конкурсы в Финляндии, Австрии, Болгарии и других странах. Сегодня никого не удивить поездками и участием в зарубежных турнирах, но в те годы каждое выступление советской пары за границей воспринималось как большое событие.

 

     В 1975 году Людмила и Станислав стали победителями II Всесоюзного конкурса бальных танцев. Участия в первом турнире, который в 1972 году проходил во Дворце спорта ЦСКА, их лишили московские органы культуры. Однако остаться в стороне от него Станислав просто не мог. Он помогал Борису Карамышеву, дирижеру оркестра "Голубой экран", сопровождавшего выступления танцоров, за свои деньги организовывал культурную программу для гостей конкурса из ГДР, Болгарии, Венгрии, Чехословакии. Кстати, тогда же, в 1972 году, Станислав защитил диплом по специальности "Промышленная электроника", после чего работу инженера электронщика он сочетал с выступлениями на турнирах.

 

     С 1975 года стали проводиться чемпионаты социалистических стран, первый состоялся в Карл.Маркс.Штадте (ГДР). Советские танцоры начали участвовать в них с 1976 года, со второго конкурса, проходившего в Чехословакии. На нем Поповы выступали в программе латиноамериканских танцев и заняли третье место. В европейских танцах успех сопутствовал другой советской паре — литовцам Витасу и Дале Камайтис, они тоже оказались третьими. В финал также попали ленинградцы Виктор и Надежда Давидовские.

 

     Следующий чемпионат социалистических стран прошел в 1978 году в Венгрии. По прогнозам экспертов, Станислав и Людмила должны были завоевать чемпионский титул, но судьба распорядилась иначе: в обеих программах они стали бронзовыми призерами.

 

 

 

 

 

     И, наконец, знаменательный 1979 год. Впервые после турнира 1957 года, организованного в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов, международный конкурс проводился в Москве. Приближалась Олимпиада 1980 года, и в столице активно возводились олимпийские объекты. Одним из первых сдали в эксплуатацию УСЗ "Дружба" в Лужниках, а первым событием в только что отстроенном спортивном зале стал чемпионат социалистических стран по бальным танцам. Председателем оргкомитета конкурса был известный балетмейстер и танцовщик народный артист СССР Константин Сергеев. Советский Союз представляли те же три пары, что и в 1976 году. В европейской программе в острейшей борьбе со Станиславом и Людмилой, ставшими вторыми, выиграли Витаси Даля Камайтис. Третье место заняли Франк Вигант и Барбара Штраубе из ГДР. В латиноамериканских же танцах победу одержал дуэт Поповых. На втором месте были их соперники из Чехословакии Мирослав Деканек и Дана Паштекова, на третьем — Франк Вигант и Барбара Штраубе.


 

     Через год Станислав и Людмила повторили свой успех на чемпионате социалистических стран в Бургасе (Болгария), а к 1981 году выиграли практически все турниры, которые проходили в Советском Союзе. В то время они уже руководили клубом бальных танцев в московском ДК им. Горького. Это был коллектив профессионалов высокого уровня, здесь тренировалось более 20 пар международного класса. В 1981 году Поповы вместе с Чесловасом и Юрате Норвайша организовали командную встречу с австрийскими дуэтами. Из шести пар, представлявших СССР, четыре были из ДК им. Горького (Петр и Алла Чеботаревы, Владимир и Ольга Андрюкины, Алексей и Светлана Дмитриевы, Артур и Мария Лобовы), а две — из Каунаса. Так сложилось, что Людмила и Станислав танцевали на крупнейших советских турнирах и становились финалистами вместе со своими учениками: Артуром и Марией Лобовыми, Петром и Аллой Чеботаревыми, Владимиром и Ольгой Андрюкиными, Игорем и Иветтой Кондрашовыми. Возникла насущная необходимость в переходе их танцевального дуэта в иное качество. В то время в Советском Союзе к так называемым профессионалам было достаточно одиозное отношение. Поэтому Поповы официально обратились в Министерство культуры СССР с просьбой предоставить им возможность выступать на профессиональных турнирах. В 1981 году начался новый этап их танцевальной карьеры.

 

     Первое же выступление в качестве профессионалов на Дрезденском танцевальном фестивале оказалось очень успешным. За ним последовало участие в чемпионатах Европы и мира в латиноамериканской, европейской программах, а также в программе десяти танцев. Причем их дебют на официальном чемпионате Европы по латиноамериканским танцам в 1983 году в английском городе Саутхэмптон без преувеличения стал сенсацией в профессиональном танцевальном мире. Впервые пара из "восточного блока" заняла столь высокую позицию — девятое место в полуфинале. На советский дуэт обратили внимание ведущие тренеры мира, которыми славится родина конкурсного танца. Неделя, проведенная Станиславом и Людмилой после чемпионата в Лондоне, была заполнена до предела — каждый день по четыре-пять уроков с лучшими английскими педагогами. Очень большую помощь в организации занятий и в пребывании в Англии в целом оказали им тогда Нина Хант, Уолтер Лэйард, Боб Берджес и Энтони Херли — эти имена очень много значат в танцевальном мире.

     В том же году Станислава и Людмилу пригласили на чемпионат мира, проходивший в Лондоне в Хаммерсмитском дворце. Во время турнира к ним обратился представитель Британской федерации танца с просьбой принять участие в Блэкпульском фестивале. Событие неслыханное! Пары из Советского Союза еще ни разу не выступали на этом самом престижном турнире.

     Уникальность ситуации заключалась и в том, что Блэкпул, являясь открытым конкурсом, предполагал участие танцоров не по приглашению, а по собственной инициативе. Впервые в истории турнира приглашалась пара с полной оплатой расходов. Но, как известно, в СССР все вопросы, связанные с зарубежными поездками, тщательно контролировались Отделом пропаганды ЦК КПСС и другими "компетентными" органами. Поэтому Поповы обратились в наше посольство в Лондоне и пригласили на чемпионат мира заведующую отделом культуры и военного атташе. С ними разговаривал представитель Британской федерации танца, член ICBD (сейчас это Всемирный совет по танцам и танцевальному спорту — WD & DSC) Леонард Морган. Никаких возражений по поводу участия советской пары в Блэкпульском фестивале со стороны официальных лиц не поступило. Требовалось только предварительно позвонить в посольство для подтверждения разрешения. Однако на следующий день, когда Людмила и Станислав должны были вылетать на турнир, нужных людей на месте не оказалось. В результате поездка сорвалась.

 

     По этой, а может, и по какой-то другой причине в течение последующих трех лет Людмила и Станислав стали невыездными. В то время СССР не являлся членом Всемирного совета по танцам и танцевальному спорту и потому не имел права направлять на официальные турниры своих танцоров. Но, учитывая уровень этой замечательной пары, организаторы сами присылали для нее приглашения, причем как на официальные турниры, в частности на чемпионаты мира по десяти танцам в Нью-Йорке и в Монреале, чемпионаты мира и Европы по латиноамериканским танцам, так и на традиционные конкурсы. Приглашения, приходящие в Министерство культуры, оставались либо вообще без ответа, либо за несколько дней до отъезда без объяснения причин поездка отменялась. Это было очень тяжелое время для Станислава и Людмилы.

 

     Станислав Попов вспоминает: "Однажды мы получили приглашение на чемпионат мира в Монреале. Мы сказали, что не будем готовиться, потому что нас опять никуда не пустят. Нас заверили, что международная обстановка требует того, чтобы в Канаде выступали советские пары, и гарантировали, что поездка состоится. Мы начали очень серьезную подготовку. Наши друзья: ныне профессор психологии Виталий Колинько, специалист по общефизической подготовке Виталий Франко, Марина и Талят Тарсиновы, Ирина Гагарина, помогавшая шить костюмы, — объединились в настоящую команду. Последний этап подготовки проходил в одном из пансионатов на Урале. А за пять дней до чемпионата раздался звонок из Министерства культуры, и нам сообщили, что мы и в этот раз никуда не едем. Вынести такое было тяжело".

     Пришлось приложить некоторые усилия, чтобы переломить ситуацию. С 1980 года знаменитая пара работала в Звездном городке, и у них занимались дети космонавтов Поповича, Леонова, Добро вольского, Джанибекова. Леонид Попов, дважды Герой Советского Союза и депутат Верховного Совета СССР, с которым Станислав и Людмила дружили, помог организовать им встречу с одним из руководителей ЦК КПСС. Трудно было заранее предсказать ее исход, но он оказался для танцоров положительным. В последующие три года они снова успешно выступали на официальных турнирах за рубежом. Это были и Кубки мира, где наша пара становилась финалистами, и чемпионаты мира по европейской и латиноамериканской программам.

 

     В 1988 году состоялось последнее в творческой карьере Станислава и Людмилы выступление. Оно прошло на крупнейшем в истории бальных танцев турнире All World Stars Championships, в огромном зале "Токио-Дом", вмещающем 50 тыс. зрителей. Призовой фонд турнира равнялся примерно $300 тыс., кроме того, победители получали еще и новые модели "Мазды". Японское телевидение запечатлело волнующий момент: танцоры и тренеры из разных стран устроили москвичам церемонию прощания с конкурсным танцем. Это были по настоящему трогательные минуты. А спустя неделю в Москве уже стартовал I Московский международный конкурс — профессиональный турнир, организаторами которого стали Станислав Попов и Всесоюзное музыкальное общество.

 

     Время участия в конкурсах оказалось интересным не только с точки зрения борьбы с соперниками. Острая конкуренция стимулировала творчество танцоров. Нужны были новые профессиональные знания. И в 1980 году Станислав и Людмила стали студентами ГИТИСа на кафедре хореографии. Им выпала честь учиться на последнем курсе Ростислава Захарова, одного из основоположников советской балетной школы. В тот период они создали много интересных танцевальных номеров. Несомненно, лучшийиз них — "Кармен" на музыку Бизе в обработке Щедрина, который по праву вошел в историю российского бального танца как первая и очень успешная попытка соединения классической музыки и бальной хореографии. Позднее этот номер в новой редакции возобновили Игорь Кондрашов и Ирина Остроумова. Станислав и Людмила попробовали свои силы и в кино, приняв участие в съемках нескольких фильмов. Самый известный из них — комедия "Женатый холостяк" была снята на "Мосфильме" в 1982 году.

 

 

     С 1988 года в жизни Станислава Попова начался новый этап — организационный. В 1987 году была создана Творческая комиссия по бальной хореографии при Всесоюзном музыкальном обществе, позднее преобразованная в Русский танцевальный союз — первую российскую профессиональную организацию в бальных танцах. Затем началась работа по проведению Московских международных конкурсов (1988 — 1994 годы), а с 1995-го — Кубков мира.

     Это время подарило мэтру российских танцев множество интересных встреч с политиками, бизнесменами, а главное — с деятелями культуры и искусства: Ларисой Латыниной, Анатолием Карповым, Владимиром Васильевым, Екатериной Максимовой... Среди многочисленных зарубежных встреч одной из самых запоминающихся была встреча с легендарной Сид Шарисс, партнершей Фреда Астера в фильмах "Музыкальный фургон", "Нейлоновые чулки" и др.

     С 1991 по 1995 год Станислав жил и работал в США. Решением американского правительства ему выдана специальная "грин-карта" как человеку с "выдающимися способностями и международным признанием" (Extraordinary ability and International recognition). Аналогичный документ, кстати, годом раньше получил один из его ближайших друзей — Геннадий Алференко. В 1994 году судьба свела Станислава Попова с Ириной Остроумовой, и он вернулся в Россию, чтобы продолжить свою творческую деятельность уже вместе с ней.

 

 

Наградой организатору Кубков мира и других профессиональных турниров стали не только аплодисменты зрителей, но и Почетный знак Министерства культуры Российской Федерации, Золотой знак Комитета по физической культуре и спорту. В 2001 году журнал "Балет" вручил ему как представителю бальной хореографии премию "Душа танца" в номинации "Рыцарь танца".

 

 

 

 

     Станиславу не раз приходилось выступать в роли капитана команды российских профессионалов на различных турнирах: в Майами в 1998 году на неофициальном командном чемпионате мира, где наши танцоры заняли пятое место; в Манхайме в 1999 году, где команда России победила на Открытом чемпионате Германии; наконец, в прошлом году в Блэкпуле, куда впервые наши профессионалы были приглашены на престижнейшую командную встречу.

     Как президент Русского танцевального союза, Станислав Попов принимает активное участие в работе Всемирного совета по танцам и танцевальному спорту. Он избран вице-президентом с особыми полномочиями Спортивного комитета WD & DSC, является членом судейских бригад многочисленных международных турниров.

 

     В 2000 году Станислав выступил в новой для себя роли — танцмейстера исторического бала Millenium, состоявшегося в Большом театре. В июне этого года его начинание получит продолжение. На сей раз он станет распорядителем Венского бала, который впервые пройдет в Москве.

     Уже 17 лет Станислав Попов сотрудничает с ведущими телевизионными каналами, комментируя турниры различного ранга. И пожалуй, его оценка выступлений — самая высококвалифицированная и корректная, что для танцев немаловажно.

     Ну и конечно, как и подобает настоящему профессиональному танцору, Станислав Попов ведет большую педагогическую работу. Теперь можно говорить об учениках учеников его учеников, с которыми он занимался еще в ДК им. Горького.

     Сам же Станислав Попов о людях, открывших ему прекрасный мир танца, говорит так: "Я всегда с благодарностью вспоминаю Бруно Белоусова, моего первого тренера, научившего меня конкурсным танцам, и, конечно, брата, Виктора Попова, помогавшего мне на протяжении всей моей жизни".

     И кто знает, может быть, династия бальных танцоров Поповых продолжится? Совсем недавно маленький Никита начал  заниматься в танцевальной студии своей мамы, Ирины Остроумовой.