Уолтер Лейэрд

(Великобритания)


Уолтер Лейэрд родился 26 июля 1920 года, а  ушел из жизни 30 мая 2002 года. В танцевальном мире все его ласково называли Уолли. Скорее всего, потому, что его самого всегда отличала большая человечность и доброта к людям. Гениальный человек и великий учитель. Его руки прикоснулись ко всем выдающимся танцорам последних тридцати – сорока лет. Достаточно назвать такие имена как  Эспен и  Кирстен Салберг, Донни Бернс и Гейнор Фейвезэр, Юкка Хаапалайнен и Сирпа Суутари, Алан Торнсберг и Вибеке Тофт.
Его молодость пришлась как раз на те годы, когда после II Мировой войны  в танцевальном мире резко возрос интерес к латиноамериканским танцам. В 1959 году  в Лондоне состоялся первый чемпионат мира. А буквально два года спустя в 1961 году Уолтер Лейэрд выпустил  книгу «Technique of Latin Dancing», посвященную технике латиноамериканского танца. Книга стала тем инструментом, используя, который каждый танцор смог развивать свою мысль и свое видение танца в латине. Она выдержала огромное количество изданий и превратилась в настольную книгу не одного поколения танцоров.
Свое видение танца Уолтер Лейэрд представил, танцуя в паре с последней партнершей – Лорейн (Родин), разница в возрасте с которой составляла почти двадцать лет. В течение трех лет с 1962 по 1964 гг. они завоевали титул чемпионов мира  в латине и становились победителями многочисленных турниров.
Вклад Уолтера Лейэрда  в развитие латиноамериканского танца трудно переоценить. Он заложил фундамент. Рассуждал о философии танца, образе, атмосфере, состоянии. Этот тот уровень понимания танца, который отличает гения ото всех остальных.
Многие его фразы стали крылатыми. Вот одна из них – «все, что красиво, то и правильно». Его лучшая ученица, 14-кратная чемпионка мира Гейнор Фейвезэр так ответила на вопрос, как она относится к этому высказыванию. «Однажды я спросила  Уолли о технике исполнения одного шага. «Должно красиво смотреться – вот какая техника». Он всегда говорил, что не надо досконально придерживаться учебника. Если движение красиво, то его стоит использовать.
И еще одна его любимая фраза звучала так: «Нечего так много думать». Потому что, если вы слишком много думаете о технике, пропадает тот элемент естественности, который в танец привносите лично вы. Замечательный человек и настоящий гений! Мы бы не могли обойтись без его помощи…
Конечно, необходимо  иметь в танце основные базовые принципы. И нам  их привил Уолли. Он был нашим Учителем. Все, что мы делали, были принципы Уолли. Но то, как мы реализовывали эти принципы, менялось постоянно, так же как и наше понимание танца, поскольку необходимо поднимать свою планку…
Он всегда поддерживал эстетику нашей пары. Когда мы уходили в сторону, он говорил нам: «Не заходите так далеко. Вы не должны жертвовать эстетикой» Обычно он сидел с сигарой и мало двигался сам. Смотрел на наш танец и замечал: «М-да, хорошо, но вообще-то «хреново»». Мы спрашивали, – почему? Он отвечал: «В паре не видно взаимоотношений мужчины и женщины». Когда мы уходили в сторону, он всегда говорил, что нужно вернуться назад, чтобы наш танец обрел свою красоту. В этом случае нам приходилось очень стараться артикулировать движения. Донни всегда был активен и хотел, чтобы движения, и особенно работа ног, были как можно быстрее. А Уолли всегда хотел видеть красоту танца и говорил Донни: «Единственная причина того, что вы так часто побеждаете на турнирах, заключается в том, что ее танец «хрен» чем испортишь». Так он оценивал мой танец».
Есть такое понятие в танцах как – coach, т.е. не просто педагог, а тот, который постоянно рядом с парой, опекая ее. Вот именно таким был для Гейнор и Донни Уолтер Лейэрд. Неслучайно многие годы спустя Слава  Крикливый, говоря о причинах своего расставания с Кариной Смирнофф, посетовал на то, что рядом с ними не было такого человека  как Лейэрд,  который всегда «склеивал» Донни и Гейнор.
 И снова слово Гейнор Фейвезэр. «Уолли оказал на нас огромное влияние. Он очень тонко чувствовал наше настроение. И особенно настроение Донни. Мы приходили к нему на урок, а он вдруг спрашивал: «Ну, какие проблемы?» Мы отвечали: «А откуда вы знаете, что есть проблемы?» «Я же вас знаю лучше вас самих. Что у вас сегодня случилось?»
Говоря об Уолли, нельзя не сказать о Джулии Лейэрд, его жене,  разделившей с ним последний период  его жизни. Женщина, полностью преданная танцу, превратившаяся рядом с ним  в прекрасного самостоятельного педагога, но всегда остававшаяся в тени.
Уолтер Лейэрд был избран почетным президентом WD&DSC. До последнего дня приходил на заседания и участвовал в работе комитета. А своей сигарой и умением тонко подходить к решению вопросов он многим напоминал Черчилля.