«Венский бал»

 

     Вена и бал. Для многих людей эти два слова слились в одно целое. История венского бала уходит в не такой уж далекий XIX в.. Тогда, в начале века, в период масленицы (с первого января и до конца праздника) могло даваться до 250 балов ежедневно!. Танцевали все: и аристократы, и простые венцы. Танцевали везде: и в обычных кафе, и в роскошных залах с фонтанами и водопадами. Кстати, в 1809 г. открылся зал Шперль, который вошел в историю, благодаря премьерным исполнением в нем многих произведений Иоганна Штрауса (отца). С именем, прежде всего, этого композитора связывается подлинный триумф, которого вальс достиг в Европе, да и в остальном мире, включая Америку и Австралию, где побывал с гастролями Иоганн Штраус. И все-таки в историю под именем «короля вальса» вошел не он, а его сын - тоже Иоганн Штраус. Его волшебные, чарующие мелодии покорили не только современников. Вальсы Иоганна Штрауса (сына) живут и сегодня.

 

     Как же появился этот танец? Предполагается, что в начале XVII столетия на юге Германии исполнялся народный танец «лендлер» с тактом в три четверти. Он быстро стал популярным даже в аристократических кругах. К этому моменту появилось и его другое название - вальс (от слова «walzen» - «крутиться в такт»). Умение танцевать вальс вскоре стало неотъемлемым элементом аристократического воспитания. Тем же, кто не сумел этого сделать в детстве, приходилось этим заниматься в зрелом возрасте. К примеру, Наполеон Бонапарт брал уроки венского вальса перед приездом своей невесты, австрийской принцессы.

 

     Но вернемся в Вену, подлинную столицу вальса. Одним из центральных событий Вены последней четверти XIX века был «Придворный бал», даваемый императором Францом-Иосифом и императрицей Элизабет. Правила этикета на нем соблюдались неукоснительно, и попасть на него можно было только принадлежа к высшему обществу. На этот бал приглашалось до 2-3 тысяч гостей разных сословий. Для многих из них это было своего рода наградой. А уж что происходило на самом балу (костюмы дам, поведение гостей и т.д.) являлось предметом продолжительных и тщательных обсуждений венцев. Однако после смерти жены в 1899 г. император отменил проведение балов.

 

     Прерванная традиция была восстановлена спустя несколько лет. Роль главного бала Вены стал выполнять «Оперный бал». Это произошло 21 год спустя уже во времена Первой австрийской республики. Но сначала немного об истории «Оперного бала». Свое существование он начал в редутных залах императорского дворца, а затем место его проведения было перенесено в Оперу, отсюда и такое название. Но отличие «Оперного бала» от «Придворного» состояло в том, что дамы должны были быть обязательно в масках. На таком балу не кавалеры дам, а дамы приглашали кавалеров на танец. Это создавало особый налет таинственности и игры, благодаря чему эти балы стали очень популярными. Однако со временем дамы перестали так строго придерживаться правил, бал кое-что утратил из своей атмосферы, и одновременно с «Придворным балом» прекратил свое существование. Возродившись, он стал проводиться ежегодно ( кроме периода II Мировой войны) в здании Оперы.

 

     Как он проходит? На балу собирается элита европейской аристократии, известные политики и люди искусства. Бал открывается танцем в исполнении 200 пар. Всех этих девушек, которые приезжают из разных стран мира, отбирает Бальный комитет. Главный критерий - умение танцевать ( а не связи и положение в обществе). Придирчивому комитету, в который входят известные венские учителя танцев, надо продемонстрировать умение исполнять не только правосторонний, но и левосторонний поворот. Дамский костюм, который воплощает самые смелые фантазии участниц, тем не менее, должен иметь и несколько обязательных элементов. К примеру, свою прическу участницы бала украшают короной, модели которой меняются каждый год. Они тоже утверждаются Бальным комитетом, членом которого являются также и дамы из высшего общества. Обязательным элементом бального платья девушек является букетик цветов в стиле бидермаейер. На балу строго соблюдаются традиции и потому кавалеры всегда одеты или во фраки или в парадные мундиры военной академии. Бал открывается полонезом в исполнении дебютанток, а затем на паркете появляется балетная труппа Оперы. Затем снова на балу танцуют молодые пары, которые в этот раз уже должны продемонстрировать умение исполнять левосторонний вальс. Только после этого танцмейстер бала приглашает начать вальсировать всех участников бала. Так начинается ночь, наполненная разными ритмами, легкими фуршетами и непринужденными разговорами. Как правило, на «Венском балу» бывает до пяти тысяч участников, которых обслуживают около тысячи специалистов самой высокой квалификации. Это и музыканты национальных оркестров, и повара лучших ресторанов, и даже портные и обувщики.

 

     И в заключение несколько цифр и фактов о «Венском бале» 2002 года. Самый недорогой билет на бал стоил около 200 долларов, а собственная ложа - 15 000 долларов. Зал по традиции утопал в цветах. Его украшали 60 000 великолепных роз. Гостями бала были президент и канцлер Австрии, президенты Словакии и Финляндии, кинозвезда Клаудиа Кардинале.

 

     История «Венского бала» насчитывает уже более 120 лет. За это время он приобрел репутацию фешенебельного и респектабельного события. "Венский бал" не утрачивает своей популярности. Наоборот. По его образу и подобию во многих городах мира, таких как Токио, Рим, Нью-Йорк, Стамбул, Дубай и Бангкок, проводятся «Оперные балы». А таких европейских столицах, как Будапешт, Прага и Братислава (входили в австрийскую монархию) на такие балы традиционно приглашают Венский оркестр и венского танцмейстера.

 

     «Венский бал» - одно из наиболее известных европейских событий светской жизни, впервые пройдет в нашем городе. Местом проведения выбран Гостиный двор. Его огромная великолепная площадка как нельзя лучше подходит именно для бала. К тому же расположен он в самом центре Москвы рядом с Кремлем.

 

     Можно не сомневаться, что на балу будет звучать музыка именно в венской интерпретации. Ведь дирижером оркестра будет Альфред Эшве. С 1986 г. он является бессменным главным дирижером оркестра им. Штрауса Вены, с которым успешно гастролирует во многих странах мира. Кроме того, он дирижирует такими известными оркестрами как Венский симфонический оркестр, Моцарт-оркестр в Зальцбурге, филармонический оркестр Братиславы. Выступить на «Венском балу» и исполнить арии из известнейших оперетт Иоганна Штрауса и Ференца Легара приглашена Любовь Казарновская.

 

     Ну и конечно, венская кухня! Готовить лучшие блюда национальной австрийской кухни приглашены австрийские и французские повара под руководством венского шеф-повара Готтфрида Ганстерера. Он имеет огромный опыт обеспечения десятков балов, проводимых в разных странах мира.

 

     Гостей бала будет обслуживать специализирующаяся на проведении приемов и балов французская фирма «Potel&Chabot». Любопытно, что все официанты будут одеты в костюмы Австро-Венгерской монархии середины XIX века. Кстати, примерно в то время и возникла сама фирма.

 

     Значительная часть средств, собранных от проведения Бала, пойдет на благотворительные нужды. В частности будет оказана финансовая помощь российскому комитету «Детские деревни-SOS». Деньги пойдут на строительство пятой «детской деревни –SOS» ( детский дом с семейным воспитанием) в Москве.

 

     И наконец, главная новость! Танцмейстером «Венского бала», то есть тем человеком, который будет вести все это феерическое действие, будет - Станислав Попов.