Интервью с С. Г. Поповым


     Станислав Григорьевич, начиная с 14 января, российские телезрители могут наблюдать на канале РТР новый телевизионный проект, полностью посвященный бальным танцам. Не могли бы Вы познакомить читателей с этой программой. Два года назад ее разработали на ВВС в Англии, и с тех пор она прошла с огромным успехом не только там, но и во многих других странах. В чем суть этой телевизионной программы? И как это преломилось на российском телевидении?

 

     Станислав Попов: В свое время на английском телевидении шла программа ВВC "Come Dancing". Она представляла предмет гордости ВВС, поскольку была одним из рекордсменов по продолжительности. Не могу сказать, что она вызывала огромный зрительский интерес. Как правило, это были достаточно своеобразные командные встречи танцоров разных графств Великобритании. Выступали и любители, и профессионалы, и сеньоры, и юниоры. Все существовало тихо и мирно. К выходу программы из эфира все отнеслись по-разному: кто-то сожалел, а кто-то даже и не вспомнил о ней.

     Через несколько лет ВВС возобновило танцевальную программу, но уже под другим названием "Strictly Come Dancing", что перекликалось с названием фильма "Strictly in the Ballroom" с Полом Меркуцио в главной роли. Он хорошо знаком очень многим поклонникам бального танца. Этот фильм вышел как раз в то время, когда приказала долго жить программа ВВС "Come Dancing". Фильм стимулировал интерес к танцу, и появилось еще два фильма на танцевальную тему. Сначала на экраны вышел японский "Shall We Dance", а затем его американский римейк "Давайте потанцуем" с Ричардом Гиром и Дженифер Лопес в главных ролях.

     На этой волне и возникла новая программа ВВС. К ее возвращению многие отнеслись скептически. Тем более, когда стало известно, что одним из ее ведущих станет Брюс Форсайт. Этот уже далеко не молодой актер, в свое время один из ведущих английских комиков, по мнению многих, уже не мог вызвать прежнего интереса. Но стоило выйти в эфир первым выпускам программы, как в кратчайшие сроки она стала одной из наиболее топ-рейтинговых на британском телевидении. Достаточно сказать, что в среднем каждый выпуск программы смотрит около 8 миллионов зрителей, а в телестудию поступает до 2 миллионов звонков от голосующих зрителей. В Великобритании прошли уже три цикла. Каждый из них включает в себя восемь программ, в которых участвуют восемь танцевальных пар. В настоящее время в программу вносятся изменения. Количество участников расширяется до 12 пар, появляются и некоторые другие новые аспекты.

     Идея же программы заключалась в следующем. В прямом эфире четверо мужчин и четыре женщины танцоры - профессионалы танцуют с четырьмя мужчинами и четырьмя женщинами любителями. Всего восемь пар. Любители выбираются из популярных в стране людей. В Великобритании это были известные футболисты, певица, телезвезда и т.д. В течение шести недель проходят тренировки, которые снимает телевидение. На основе этого материала готовятся профайлы и сюжеты, необходимые для показа на самих турнирах. Потом начинаются конкурсные выступления. На первой программе, состоящей из восьми выступлений, никто не отсеивается. Первая пара покидает программу после второго выпуска программы. Таким образом, участникам шоу гарантируется не менее двух выступлений. А затем по итогам уже каждого выпуска программы уходит одна пара. И это всегда по-настоящему драматичные моменты.

     Выступления танцоров оценивают четверо судей. Их оценки составляют половину суммарной оценки, к которой добавляются еще звонки - оценки зрителей на телеканал. В итоге происходит распределение по местам, и одна пара на каждом выступлении покидает участников. В каждой программе четыре пары танцуют один танец и четыре другой. К примеру, на первой российской программе четыре пары танцевали медленный вальс, а четыре ча-ча-ча, на следующей программе пары, танцевавшие латиноамериканские танцы, танцевали танго, а танцевавшие медленный вальс, - джайв. В каждом выпуске программы танцы разные. Когда остается пять пар, все исполняют один танец индивидуально и еще один общий танец. Кстати, в российской версии им будет танго на мелодию "Kiss of Fire" на 4 минуты, в течение которых будут представлены все пары. Затем уменьшается количество участников и увеличивается количество танцев. И, наконец, в финале остаются две пары, которые танцуют по три танца.

     В Великобритании программа получила необычайную популярность. Подтверждением является количество занимающихся танцами в школах бального танца. За последний год оно увеличилось, по крайней мере, вдвое. Настоящий бум! Участники этих серий, такие как Брендан Коул, Камилла Далеруп, Ян Уейт, Даррен Беннет, Лилия Копылова, Пол Киллик стали в стране настоящими звездами.

     В Великобритании прошло уже три цикла этой программы. Любопытно, что титулы и чемпионские звания профессионалов не гарантируют выхода пары в финал. Например, Пол Киллик со своей партнершей участвовал в первом цикле и покинул ее на третьем выпуске. Достаточно рано, учитывая, что всего восемь. До финала дошли и в итоге победили Брендан Коул с Наташей Камплински (лицо ВВС, ведущая программы "Breakfast on BBC"). Программа была окружена ореолом их романа, который возник во время подготовки. В результате Брендан Коул разошелся со своей партнершей Камиллой Далеруп, которая, кстати, до сих пор продолжает выступать в последующих циклах со своими любителями партнерами-звездами. Все больше известных лиц подключаются к этим выступлениям.

     На сегодняшний день права на проведение программы "Танцы со звездами" получили около 20 стран. И практически везде это топ-рейтинговые программы. США, Австралия, Новая Зеландия, Дания, Голландия, сейчас программа запускается в Германии. Два цикла прошли в Италии. И должен сказать, что популярность, которую дает эта программа, огромна. Сегодня в Италии каждый таксист знает, кто такая Наташа Титова и Симон Паскуале. А ведь совсем недавно их известность не выходила за рамки танцевального круга, хотя они и чемпионы страны.

     В России права на создание этой программы приобрел канал РТР. Пары начали готовится с середины ноября. Первые выпуски программы были сняты 9 и 10 января. В отличие от Великобритании и некоторых других стран, в России 7 программ идет в записи (это условие было оговорено нашим телевидением), поэтому существует еще дополнительный утренний выпуск программы в субботу, на котором происходит объявление выбывшей пары. В условиях прямого эфира зрители звонят на канал во время передачи и уже в конце программы есть конечный результат.

     На программу "Танцы со звездами" я был приглашен в качестве консультанта и председателя жюри. Поскольку наша программа идет в записи, работа над ней отличается от условий британского телевидения. Такой режим обусловлен не идеологическими, а техническими соображениями. На нашем телевидении недостаточно опыта работы в жанре танцевального шоу. РТР оговорила для себя условие снимать программу в режиме практически on-line. К примеру, первая программа снималась 1 час 40 мин., а эфирное время составляет 1 час. Так что почти 40 минут пришлось купировать. Постепенно от программы к программе мы будем приближаться к идеальному временному ощущению, поскольку финальная программа должна идти в прямом эфире. В связи с тем, что у нас все идет в записи, порядок такой – днем в воскресенье происходит запись выбывания танцевальной пары, а запись самого конкурса осуществляется в воскресенье вечером. Отснятый материал выходит в эфир в следующую субботу. Сначала в 10.30 - выбывание очередного участника, а вечером в 18.40 показывают следующий тур. Во время вечернего выступления в субботу начинается телевизионное голосование, которое продолжается до 12 часов дня в воскресенье. После этого обрабатываются результаты. И получается так, что всю неделю все пары готовятся к следующему танцу, но может так случиться, что в воскресенье утром одной из них придется покинуть программу. Такое вот грустное обстоятельство для танцевальных пар, которое, правда, не касается зрителей. Для них наоборот возникает более интересный режим с утренним показом прощания с парой. Первыми нас покинули народная артистка России Лариса Голубкина и Игорь Кондрашов. И это, несмотря на то, что их сочетание получилось обаятельным и очень обсуждаемым в интернете и прессе. Во время съемок их ухода возникло настолько грустное ощущение, что многие даже плакали.

     Среди российских участников - звезд два представителя телевизионного канала Россия – спецкорреспондент Вячеслав Грунский и ведущая основных новостей, обладательница ТЭФИ 2005 Мария Ситтель, три народных артиста России - Лариса Голубкина, Елена Яковлева, наша замечательная Каменская, и Игорь Бочкин, плюс лауреат Государственной премии актер Алексей Кравченко и Антон Макарский – звезда "Notre Dame" и других мюзиклов.

 

     Станислав Григорьевич, интересно узнать, по какому принципу отбирались танцоры?

 

     Станислав Попов: Все танцоры, которых я предлагал для участия, профессионалы, члены РТС. Это соответствовало практике проведения программы в других странах, где в ней участвуют тоже профессиональные танцоры. (Станислав Григорьевич, а какие критерии, связанные с характером, внешностью? Вы не могли бы добавить?) Единственный танцор, который на момент начала работы над программой, был любителем Владислав Бородинов. Но вскоре он изъявил желание стать профессионалом. Мне показалось, что он достаточно характерен и может быть выбран для этой программы. Практически все наши профессиональны - танцоры прошли кастинг. Он заключался в собеседовании, а также фото и видео-съемке. По итогам был сформирован банк данных. Естественно, сразу канал не мог принять решение, с кем из танцоров в дальнейшем сотрудничать. Окончательное решение принималось уже в соответствии со списком приглашенных звезд. Работа по их отбору (а список был обширный) потребовала достаточно долгой и кропотливой работы. Только потом руководство программы сформировало пары, соединяя, по их мнению, подходящих по характеру и вешним данным танцоров и звезд. В течение всего ноября продолжался этот процесс, а с конца месяца пары начали подготовку. Каждой паре на занятия было отведено не менее 6 часов в неделю. Но, естественно, сверх этого обязательного минимума они могли проводить и больше тренировок, используя свое свободное время. На каждом занятии присутствовала съемочная группа, снимавшая профайлы и сюжеты.

 

     Вы упомянули банк данных танцоров. А какова его численность?

 

     Станислав Попов: Примерно 25-30 человек.

 

     Наверное, это с учетом возможной перспективы для этой программы, ее следующих циклов?

 

     Станислав Попов: Да, думаю, первый цикл завершится успешно. Об этом свидетельствует зрительский интерес, рейтинги и атмосфера, которая сопровождает эту программу. На мой взгляд, будет и второй цикл.

 

     А на основе каких критериев отбирались звезды?

 

     Станислав Попов: Мне трудно сказать, поскольку это не входило в мою задачу. Ее решало руководство канала. А на этот счет у них есть свое мнение. Видимо, здесь было много составляющих: и определенный имидж участника, и какие-то интересы канала, поскольку в программе танцуют два его представителя. И это естественно. Думаю, если бы программу делало НТВ или Первый, то они тоже пригласили бы для участия кого-нибудь из своих ведущих. Так было и на ВВС, когда в первом цикле участие принимала Наташа Камплински, о которой я уже говорил. Кстати, она стала победительницей.

 

     А как Вы как профессионал оцениваете возможности любительской стороны?

 

     Станислав Попов: Они очень разные. К примеру, с одной стороны, Лариса Голубкина, а с другой, Антон Макарский. Лариса обаятельная женщина, прекрасная актриса. Ей 62 года, и у нее больные ножки, на которые она жаловалась, поэтому она танцевала не на каблуках, а в чем-то типа кроссовок. Но все это она компенсировала своей харизмой, артистичностью. Она заслужила любовь зрителей. Ее дуэт с Игорем Кондрашовым был предметом большого обсуждения на разных сайтах в интернете и в прессе. Тот же Антон Макарский пришел в мюзиклы из танцев. Он владеет определенными навыками, в том числе и спортивного танца. И физически он находится в другом состоянии. Ему проще воспринимать танцевальную информацию и исполнять достаточно сложную хореографию. Если говорить о Марии Ситтель, то она очень пластична. Всегда мечтала о танцах и ментально была готова к тому, чтобы принять участие в такой программе. Не знаю, как было у народного артиста Игоря Бочкина. На мой взгляд, он танцевать не мечтал, но решил попробовать.

     Мне кажется, что если бы все звезды этой программы не любили танцы, они не согласились бы на участие. Все-таки в большей или меньшей степени танцы вызывают у них симпатию. Кстати, Елена Яковлева сказала, что тоже мечтала танцевать. Она очень переживала, кто будет ее партнером. Могу раскрыть секрет. Вначале планировался Сергей Рюпин, но определенный момент его творческой судьбы и жизни не дал ему возможность принять участие в этой программе. Он решил пока подождать. Но очень удачно вписался на роль партнера Александр Литвиненко. С Еленой они составили очень интересную пару.

     Органично выглядят и с большим энтузиазмом занимаются Антон Макарский с Анастасией Сидоран. Большое желание танцевать отличает и Алексея Кравченко, который сам себя называет Шреком. Действительно, он физически необыкновенно сильный, может быть, немного "неподвижный", но обаятельный человек. С каждым занятием в его движениях появляется все больше пластики (сейчас уже прошла третья программа). Естественно, работа в танцевальном зале приносит свои плоды. Мы, члены жюри, замечаем, что от занятия к занятию мастерство любителей повышается. Во всяком случае, на третьем выпуске программы, где участники танцевали джайв и танго, произошел какой-то качественный перелом. Даже те пары, которые по оценкам жюри были явными аутсайдерами, - Вячеслав Грунский и Слава Даниленко, Алексей Кравченко и Марина Копылова, - исполняя джайв, показали отличные номера.

 

     Лицо любой программы всегда определяют ведущие. Что вы можете с этих позиций сказать о ведущих Юрии Николаеве и Анастасии Заворотнюк?

 

     Станислав Попов: Мне показалось, что, выбрав их, канал не ошибся. Мне очень нравится Анастасия Заворотнюк. В начале были определенные сомнения, потому что образ "няни" и "соколюбимой", вошедший в массовое сознание, конечно, мог сыграть свою роль. Люди могли говорить, что программу ведет "няня". Но к чести Насти она оказалась великолепной актрисой, и у нее практически нет тех телевизионных интонаций, к которым мы уже привыкли. Она трудоспособна, обаятельна, элегантна. Очень хорошо выглядит. Анастасия полностью в этом проекте. Она ведет программу с большой отдачей и эмоционально. Мне нравится, как она работает. А самое любопытное заключается в том, что, живя раньше в Каспийске, она немного занималась бальными танцами, всегда мечтала танцевать и очень любила Людмилу и Станислава Поповых. Особенно Станислава! (смеется – ред.) В чем она сама призналась.

     Мне кажется, и Юрий Николаев абсолютно органичен в "Танцах со звездами". В какой-то степени он в программе играет ту роль, которая в английском варианте отводилась Брюсу Форсайту. Правда, тот старше Юрия Николаева. Очень обаятельный комедийный ведущий. Раньше у него были свои комедийные программы на ВВС. Сейчас благодаря этой программе она вновь стал очень популярен. Может быть, по аналогии с ВВС и канал РТР выбрал для ведущего мужчину постарше. Во всяком случае, мне кажется, Юрий и Анастасия смотрятся очень органично. Кстати, программа требует действительно большой подготовки. Ведущие подняли большой материал и хорошо готовятся к каждому выпуску программы.

 

     "Танцы со звездами" – программа развлекательная. Безусловно, в центре внимания находятся выступления танцевальных пар. Но, с другой стороны, большую роль играет и комментарий того или иного выступления. Причем такая развлекательная программа требует остроумного комментария. Решать эту задачу приходится не только ведущим, но и в огромной степени жюри...

 

     Станислав Попов: Да, требуются не просто ответы судьи на конкурсе по бальным танцам. Это шоу, и у каждого члена жюри должна быть определенная роль. Но руководством канала пока не доработана концепция самого жюри. В итальянском варианте программы члены жюри просто как несколько разных людей высказывают свое мнение. И особой режиссуры нет. А в английской программе существует ролевое распределение. Мне понравился Лен Гудман, председатель жюри, создающий образ доброго члена. Другой член - более вредный, все ждут, что он скажет, и потому его хорошие оценки встречают с большим энтузиазмом. Женщина -хореограф – очень принципиальная, строгая и скупая на положительные оценки. И четвертый член жюри - восторженный и артистичный. Получается, что каждый играет свою роль. Иногда между членами жюри возникают диалоги. Естественно, тоже не спонтанно.

     Задача нашего жюри достаточно сложная. Каналу нужны острые моменты и, может быть, даже локальные конфликты – несогласие, споры, что повысит интерес публики. От нас требовали больше негативных и строгих суждений, чтобы это вызывало более живую реакцию участников. Но надо и нас понять. Мы с большой симпатией и уважением относимся к трем народным артистам, которые принимают участие в этой программе, да и другим звездам. Эти люди никогда не танцевали, а им надо показывать танец на публике. И хотя они в той или иной мере все связаны с шоу-бизнесом, умеют играть, они тщательно готовятся и с трепетом выходят на каждую программу. Конечно, огорчать их не хочется. В своем комментарии я всегда, если и замечаю какие-то негативные моменты, стараюсь найти и что-то положительное. Правда, не всегда то, что говорю я или другие члены жюри, попадает на экран, потому что мы работаем не в прямом эфире.

     Мы щадим участников, но, начиная с третьей программы, начали допускать больше критических замечаний. Мне кажется, мы немного разогрелись и начали чувствовать друг друга. Возникает ощущение какой-то своей роли. Наверное, это установилось просто в соответствии с нашими характерами. Мы стали более живым организмом. Но руководство канала хочет, чтобы работу жюри сопровождали острые моменты, чтобы мы не соглашались друг с другом и спорили. Одна из концепций заключалась в том, чтобы мы с Владимиром Андрюкиным, как два профессионала, должны постоянно спорить, вплоть до ссоры. Наверное, это не очень удобно. Владимир уважает меня за работу, в которой когда-то принимал участие, и воспринимает меня в какой-то степени как своего бывшего педагога, я его очень уважаю за работу, которую он проводит сегодня. Но думаю, мы еще поспорим по творческим вопросам. Пока у нас таким критическим центром оказался Валентин Гнеушев, который очень часто говорит витиевато и отстраненно. У его свой образ и, думаю, он вызывал определенную реакцию телевизионной аудитории. Иногда мы стали на него переключаться.

 

     Как Вы считаете, на кого рассчитана эта программа, какова ее целевая аудитория?

 

     Станислав Попов: Сфокусировать программу на аудиторию – задача руководства канала. На мой взгляд, всем очевидно, что программа ориентирована на основную массу нашего населения, которая любит популярные российские шлягеры. Подтверждением этому служит тот музыкальный материал, который дается руководителю оркестра "Фонограф" Сергею Жилину. В нем очень много популярных российских и в меньшей степени зарубежных шлягеров, которые обрабатываются в танцевальных ритмах. В том же духе пишется и текст для ведущих. Шоу не рассчитано на танцевальную или высокоинтеллектуальную аудиторию. Это такое милое развлекательно шоу, связанное с танцами, которые любят все. Они представлены в новой форме в тот момент, когда стали у нас в стране популярными, и многих танцоров уже знают. Особый интерес шоу придает попадание в неожиданную ситуацию наших известных людей: актеров, телеведущих, журналистов, певцов. Им необходимо танцевать. Кстати, на том же принципе строилась программа "Розыгрыш", которая шла на Первом канале, но по своей сути она была жестокой по отношению к участникам. В нашей же программе элемент неожиданности сохраняется, но при этом зрители вовлечены в прекрасное действие, которое называется танцем. От программы к программе они наблюдают, как люди могут научиться танцевать, и как рождается интерес к постижению танца. Во всей странах, где прошла эта программа, был отмечен рост интереса к танцам. Причем не к спортивным, а обычным, которыми занимаются в школах танца и кружках, чтобы танцевать для себя.